НОВЫЕ ПОБЕДЫ

Олимпиада, будь она интеллектуальной или спортивной, это всегда состязание, целью которого является выявление лучшего среди лучших. Каждый год во многих образовательных учреждениях проходят интеллектуальные олимпиады. Для того чтобы занять призовое место, нужно хорошо разбираться в предмете. А чтобы стать победителем, нужно не только много знать, но и уметь применять эти знания на практике. Каково же это - каждый год быть в числе лучших? Что нужно уметь, чтобы добиться успеха? Чтобы узнать ответы на эти и другие вопросы, я решила поговорить с Полиной Смирновой, призёром регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по трём предметам.

Полина занимает призовые места не только в школьных, но и в дистанционных олимпиадах, таких как «Фоксфорд». Помимо этого, Полина ведёт активную общественную жизнь. Она является членом волонтёрского отряда «Я-САМ» и участником многих акций. Также Полина активно участвует в жизни класса и школы в целом. В этом году она стала призёром в олимпиадах по русскому языку, литературе и обществознанию.

— Привет, Поля. Ставила ли ты для себя цель стать не просто призёром, а именно победителем?

— Конечно! Всегда ставишь перед собой высокие цели. Я, наверное, человек амбициозный, поэтому считаю, что цель должна быть немного завышенной. Но завышенной в меру, чтобы сделать больше, чем ты думаешь. Зачастую наши возможности гораздо больше, чем мы сами о них думаем. Не всегда человек имеет полное представление о своих возможностях, и, когда ты ставишь цель выше, часто получается её реализовать. В моем случае это не совсем получилось, но результатом я довольна.

— Решение некоторых заданий может прийти не сразу или не прийти вовсе. Думаешь ли ты об их решении после завершения олимпиады?

— Я вообще стараюсь забыть об этом (улыбается). Я еду домой и не вспоминаю об этом, не анализирую. Я могу написать маме или Елене Альбертовне о том, какие задания встречались. И уже с ними обсуждаю, что я написала, а не то, что могла написать, потому что не вижу смысла в том, чтобы обсуждать то, что ты могла бы сделать, ведь всё уже сделано.

— Если у тебя остаются нерешённые задания, бывает ли, что ты пишешь что-то, чтобы не оставлять пустые поля?

—Да. Я стараюсь решить всё, даже если абсолютно не уверена в том, что решаю правильно. Пустые места я оставляю только тогда, когда мыслей совсем нет. А так я очень люблю «лить воду» (смеётся), и, если я не знаю ответа на задание, я буду основываться на каких-то знаниях не из этой сферы и стараться провести аналогии. То есть найти какую-то альтернативу из другой сферы жизни или даже другого предмета  и, основываясь на каких-то фактах из привлечённой сферы, решить задание олимпиады. Главное -никогда не оставлять пустые места, потому что пустое место ‒ это всегда ноль баллов, а если ты хоть что-то написал, у тебя есть возможность получить хоть сколько-то баллов.

— Какая олимпиада показалась тебе наиболее сложной?

- Русский язык был самой сложной олимпиадой, потому что русский ‒ это огромная система, состоящая из многих подсистем, и для того чтобы написать олимпиаду  по русскому, ты должен знать всю эту систему. Тебе не достаточно писать по-русски, говорить по-русски, даже если ты делаешь это грамотно, чтобы написать олимпиаду. Ты должен знать много нюансов,  иметь огромный объём информации и включать логику. А так как логика не является наиболее сильной моей стороной, русский показался мне наиболее сложным предметом.

— Какими навыками или умениями, кроме хороших знаний, нужно обладать, чтобы пройти на региональный этап?

- Конечно, должна быть смекалка, о которой все говорят. Ты должен ориентироваться в ситуации. К олимпиаде нельзя подготовится полностью. Ты не можешь точно знать, какие задания тебе встретятся. Зачастую твои ожидания могут не оправдаться и задания могут быть абсолютно другими. Важно не паниковать. Нужно помнить, что сухая зубрёжка никогда не даёт хороших результатов, потому что ты должен ориентироваться в той сфере, в которой ты пишешь олимпиаду. Ты должен уметь найти выход даже из сложной ситуации, в которую тебя, возможно, поставили задания. Нужно уметь пользоваться своими знаниями. У тебя должны быть не просто знания, у тебя должен быть навык их использования.

—Я знаю, что ты отдаешь много времени и сил учёбе. Как ты любишь проводить свободное от занятий время?

- Мне нравится всесторонне развиваться. Я люблю читать и играть на гитаре. Музыка очень сильно помогает разгрузиться. Когда у меня сложный день и много уроков, я могу сыграть или спеть всё что угодно, и сразу становиться легче. Зачастую я предпочитаю просмотру фильмов игру на гитаре.

—Думала ли ты, с чем свяжешь свою жизнь в дальнейшем?

- Дальнейшие планы у меня очень размыты. Но я примерно определила направление, в котором буду двигаться. Скорее всего, это будет журналистика, хотя я ещё не определилась, будет это традиционная или тележурналистика.

— В жизни каждого большое значение имеют близкие люди. Чувствуешь ли  ты их поддержку?

- В десятом классе учиться нелегко, и очень сильно помогают люди, которые меня окружают. У нас очень хорошие отношения, постоянная поддержка. Общение с друзьями также является эмоциональной разгрузкой. Пусть сейчас мы намного реже гуляем, но это помогает отдохнуть от загруженности школьными занятиями.

Фото: Полина Смирнова, призёр областных олимпиад по трём предметам

Анастасия Смирнова, корреспондент молодёжной редакции

«Авангард»