УСАДЬБА ФРОЛОВКА И СЕМЬЯ ПОТЕХИНЫХ-АРЕНСКИХ

 

Усадьба Фроловка находилась на территории современного города Заволжска, сейчас в пределах химзавода. До революции она относилась к Кинешемскому уезду Костромской губернии.

Состояла усадьба из двух домов: двухэтажного, сохранившегося до 1967 года и уничтоженного при расширении завода, и одноэтажного, сгоревшего в начале 1920-х годов. Сегодня сохранились лишь воспоминания местных жителей и фотография. По этим немногим данным можно представить, как выглядела усадьба.

Владельцы усадьбы

Владельцами Фроловки или сельца Фроловского в первой половине XIXвека были известные в наших местах дворяне Философовы. В 1851 году Анфиса Алексеевна Потехина купила имение подполковника Михаила Александровича Философова, «состоящее из Кинешемского уезда в сельце Фроловском с деревнями Меглиной и Берестянкой». Так это владение перешло Потехиным. Что известно об этой семье?

Глава семьи – Антип Макарович Потехин (1782 г. р.) служил казначеем в Кинешемском уездном суде. Его женой была Анфиса Алексеевна. В семье родилось десять детей: семь сыновей и три дочери. Старший сын Алексей Антипович впоследствии стал известным писателем. Имена дочерей - Надежды (1833 г. р.) и Софьи (1841 г. р.) - связаны с усадьбой Фроловка.

Через 10 лет после покупки Фроловки Анфиса Алексеевна завещала имение дочери Софье. Одна из старейших работниц химического завода М.И. Котельникова вспоминала, что в 1906 году в доме жила одна старуха Потехина. В её владениях, кроме усадьбы, было около 300 десятин земли, в основном лес. В руках Софьи Антиповны имение находилось до 1916 года, когда было куплено владельцем химического завода Г.А. Бурнаевым-Курочкиным. Акт о покупке был подписан 1 февраля 1916 года. Геннадию Алексеевичу имение обошлось в 80 тысяч рублей.        

Семья Аренских                                                               

Усадьба Фроловка связана с именем известного композитора А.С. Аренского. В Заволжском музее хранится этюд местного художника Леонида Колычкова «Дом Аренского», где автор успел запечатлеть на холсте главный дом усадьбы Фроловка.

Надежда Антиповна Потехина, сестра Софьи, вышла замуж за врача Степана Матвеевича Аренского и переехала в Новгород. Аренские в своём доме проводили музыкальные собрания. Хозяйка дома, Надежда Антиповна,  слыла «прекрасной пианисткой» и не выступала публично лишь «по застенчивости».

В семье Аренских родилось четверо детей: Мария, Григорий, Антон, Ксения. Все они родились в Новгороде. Хорошее институтское образование Надежды Антиповны и происхождение из литературно-театральной семьи сыграло большую роль в воспитании детей. Естественно, что дети Аренских много читали, охотно рисовали, участвовали в домашних спектаклях, были свидетелями частых музыкальных вечеров. Надежда Антиповна уделяла огромное внимание музыкальному воспитанию.

Великий музыкант и композитор

Антон, присутствовавший во время уроков игры на рояле, которые мама давала старшим детям, занятый своими детскими играми, незаметно для себя осваивал на слух несложный фортепианный репертуар. А слух и память у него были изумительные. С семи лет под руководством матери он занимался музыкой, к девяти годам сочинил несколько маленьких пьес. Это убедило родителей отдать его учиться музыке.

После         окончания гимназии он поступил в Петербургскую консерваторию, где его обучением руководил Н.А. Римский-Корсаков. В 1882 году после успешного окончания учебного заведения он получил предложение занять место преподавателя теоретических дисциплин в Московской консерватории. Здесь он познакомился с С.И. Танеевым, их знакомство переросло в дружбу.

А.С. Аренский не раз бывал в гостях у своей тёти во Фроловке. Приезжал сюда и С.И. Танеев. В 1883 году уже из Москвы он приглашал Антона Степановича, когда тот будет проездом в Москве, остановиться у него на квартире. «Не откажи мне, милый Антоша, в этой просьбе, - писал С.И. Танеев. - Я тебе сделал визит в Кинешме, а ты сделай мне визит в Москве».

«Сон на Волге»

Будучи во Фроловке, Антон Степанович работал над оперой «Сон на Волге». После приезда А.С. Аренского в Московскую консерваторию С.И. Танеев писал П.И. Чайковскому: «Я с ним очень подружился, захожу к нему почти каждый день, премилый молодой человек и очень талантливый… По поводу его я хочу обратиться к вам с просьбой. Он сочиняет оперу «Воевода» и, не имея либретто, пишет по подлинной драме, что весьма неудобно. Не будете ли Вы так добры прислать Ваше либретто «Воеводы»? Так как Вы эту оперу уничтожили и, вероятно, вновь писать никогда не будете, то, верно, Вы не будете ничего иметь против того, чтобы он воспользовался этим либретто. Если оно у Вас, пожалуйста, пришлите его. Вы бы мне сделали большое одолжение».

В свою очередь дядя А.С. Аренского Алексей Антипович Потехин писал 6 января 1884 года драматургу А.Н. Островскому: «Милый друг, Александр Николаевич! Позволь тебе рекомендовать юного музыканта, профессора Московской консерватории, моего родного племянника Антона Степановича Аренского. Твои, может быть слыхали о нём: он давно уже обращает на себя внимание в Петербурге… а в Москве в одном из концертов Музыкального общества его оркестровая симфония имела большой успех, о котором говорят все газеты. Антон давно уже носится с мыслью сделать оперу на твоего «Воеводу», он уже написал несколько номеров, которые может и сыграть тебе, если пожелаешь.

Кроме чести и счастия познакомиться с таким писателем, как ты, которого он привык уважать с детства, он хочет просить тебя, чтобы ты помог в составлении либретто, может быть, осчастливил бы его, взяв на себя труд его сочинения. Как юный, полный сил, энергии и таланта музыкант, он мог бы написать музыку очень скоро и оправдать твоё доверие; я же прошу тебя, ради нашей старой приязни, приласкать, приголубить юношу и помочь ему советом».

Таким образом, мы видим, что самое живое участие в написании оперы принимали друг Аренского С.И. Танеев и его дядя А.А. Потехин. По ходатайству Танеева П.И. Чайковский охотно уступил либретто, написанное по драме А.Н. Островского «Воевода». А.С. Аренский воспользовался им при написании оперы «Сон на Волге».

Премьера «Сна на Волге» состоялась 21 декабря 1890 года на сцене Большого театра. По свидетельству очевидцев она прошла с огромным успехом. «Автора вызывали множество раз, подносили ему венки,- рассказывал один из критиков. – Дирижировал сам А.С. Аренский, который провёл свою оперу в первом представлении, хотя местами неровно, но, в общем, очень хорошо. В его руке совсем не замечалось недостатка навыка, указания оркестру отличались полнейшей определённостью, и за солистами он следил как опытный, вполне владеющий собой капельмейстер».

10 января 1891 года П.И. Чайковский специально приехал в Москву в Большой театр слушать «Сон на Волге». На следующий день он писал брату: «Прекрасная опера. Иные сцены так хороши, что я был потрясён до слёз. Особенно сцена сна удивительна». В это же время он обратился к директору Императорских театров И.А. Всеволжскому: «То, что я слышал вчера, - писал П.И. Чайковский,- превзошло все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна воеводы производят сильнейшее впечатление. Вся опера от начала до конца написана настоящим художником с большой обдуманностью и большим мастерством. Это вовсе не первая, робкая попытка начинающего – это настоящее художественное произведение, способное произвести сильное, глубокое впечатление».

До революции опера А.С. Аренского была поставлена Народным домом в Петербурге и театром Солодовникова в Москве. Сегодня, хотя и очень редко, отрывки оперы можно услышать по радио.

В это время А.С. Аренский жил на своей даче в Финляндии, где и скончался 12 февраля 1906 года. Похоронен он рядом с П.И. Чайковским на кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.

Под чертой:

Сегодня мы вправе гордиться тем, что наш небольшой город связан с именем талантливого, интересного и незаслуженно забытого композитора А.С. Аренского. Возможно, ещё впереди то время, когда Волга услышит его знаменитую оперу, которая писалась во Фроловке.

Плашка:

В письме С.И. Танееву от 14 января 1891 года П.И. Чайковский не может сдержать восхищения: «И знаешь, что ещё я скажу, - писал он,- Аренский удивительно умён в музыке. Как он всё тонко и верно обдумывает! Это очень интересная музыкальная личность!»

ФОТО: А.С. Аренский – великий композитор и музыкант

С 18 по 21 мая в Великом Новгороде проходил IIМеждународный форум «Музыкальное исполнительство и педагогика», посвящённый 150-летию со дня рождения А.С. Аренского. Композитор и музыкант родился 30 июля 1861 года в Великом Новгороде.

Организаторами форума стали администрации Великого Новгорода и Новгородской области, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, музыкальные и образовательные учреждения и центры Новгорода. Цель форума заключается не только в пропаганде музыкального наследия А.С. Аренского, но и в создании условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, поддержки молодых дарований.

В рамках форума прошла научно-практическая конференция, посвящённая жизни и творчеству композитора. Участником её была С.В. Касаткина, директор Заволжского городского художественно-краеведческого музея, краевед, которая выступала с докладом «Усадьба Фроловка и семья Потехиных-Аренских». Здесь приведена часть её сообщения.

Полосу подготовила Светлана Курганова

«Авангард», июль 2011 г.