А В КАДРЕ – ЖИЗНЬ!

Парадокс, но в век цифровых фото так мало настоящих фотографов. Цифра обесценила кадр, над композицией которого, как над головоломкой, трудился мастер. А проявка плёнки, печать снимков – это же целое таинство! Для этого надо иметь немалые познания в химии и физике, иметь не только художественное чутьё, но и технические навыки.

Фотография, в которую вложен такой большой труд, не просто картинка из жизни, а маленький кусочек истории, бережно хранимый в тяжёлом альбоме с толстыми картонными страницами.

Талантом запечатлевать историю и рассказывать её людям посредством фото в полной мере обладал Владимир Баранов – кинешемский художник, родившийся в небольшой заволжской деревушке Студенец.

Сельские дети, как никто, близки к природе. Наверное, поэтому даже на чёрно-белых снимках Владимиру Фёдоровичу удавалось запечатлеть во всей красе и сочную изумрудную траву, и солнечные блики, и раскрасневшиеся от мороза детские щёки.

Владимир Фёдорович родился 7 июля 1918 года, через несколько дней после образования Иваново-Вознесенской губернии. Закончил долматовскую школу-семилетку, работал в конторе Устье-Мерского сплавного участка и в конторе леспромхоза в Кинешме. А в 1939 году был призван в Красную Армию. Его первый бой с фашистами продлился всего пару часов и стал последним. Владимир Баранов получил тяжёлое ранение и три с половиной года провёл в фашистских концлагерях.

Желание сохранить мгновения жизни для истории в плену выразились в многочисленных дневниках – крохотных книжках, которые Владимир Фёдорович заполнял адресами товарищей по несчастью, а также своими мыслями. Такие книжки было удобно прятать от надзирателей, что и помогло Владимиру Фёдоровичу сохранить их в целости и сохранности для потомков.

Вернувшись с войны, Владимир Баранов остался жить в Кинешме, закончил фотошколу и работал фотографом. В основном его фотографии выполнены в пейзажном жанре, да и могло ли быть иначе, когда вокруг такая красота - родная волжская природа. Также Владимир Фёдорович стал автором множества фотоснимков, на которых запечатлены виды Кинешмы, портреты горожан.

Не забывал он и свою малую родину – заволжскую деревню Студенец. Сцены из жизни односельчан также нашли отражение в творчестве Владимира Баранова. Они, конечно, выделяются на фоне остальных снимков особой теплотой, жизнерадостностью и абсолютной естественностью даже при постановочном кадре.

Все работы, выполненные Владимиром Фёдоровичем, а также его личные вещи – дневники из концлагерей, фотоаппараты и другое фотооборудование, конспекты с лекциями по фотоделу, газетные статьи и, конечно, бесчисленные альбомы с фотографиями бережно хранят родственники Владимира Баранова.

С творчеством Владимира Фёдоровича можно познакомиться на выставке «Ровесник губернии», открытой в Заволжском художественно-краеведческом музее.

ФОТО: Владимир Баранов за работой. Фото из семейного архива  предоставлено Ильёй Лебедевым, внуком фотографа

Анастасия Метлина

«Авангард», 2018