«ЕСТЬ В ЗАВОЛЖСКОЙ ДШИ ОДИН ХУДОЖНИК…»

29 апреля в Заволжской детской школе искусств прошло открытие художественной выставки Константина Чистова, приуроченное к его 55-летнему юбилею. В актовом зале собрались самые близкие люди художника, жена, коллеги и ученики, которые поддерживали своего героя и следовали за каждым его словом.

Теплые слова благодарности и восхищения звучали от каждого человека, выходящего на сцену в этот день. Художника поздравляли и выступления солистов, вокальных ансамблей учащихся школы искусств. После поздравительной речи Ольги Желтовой, заместителя директора ДШИ, в центр зала вышел виновник сего вечера Константин Чистов с рассказом о своей жизни, трудах и мыслях.

«Я родился 29 апреля в прошлом веке, в 1964 году, в Кинешме. Закончил  Кинешемскую художественную школу в 1979 году. Затем год готовился к поступлению в Ивановское художественное училище (ныне имени Малюхиной) на курс "художественное  оформление". Это был интересный курс, я сопротивлялся и хотел на живописное отделение. Но отец, его друзья сказали: «Нет, там учат педагогике. Иди на оформительское, там тебе поставят руки на место, дадут много умений и знаний».

Конкурс был огромный, 8 человек на место. Поступили в количестве 17 человек. В первые дни нас напугали, что шизофрения начнется, голова поедет. Но наша группа в этом же количестве и окончила училище, вопреки всем тем, кто нас пугал.

Научили нас всему, кроме ковки, сварки (которую я недавно освоил) и обработки ювелирных металлов. Преподавали резьбу, чеканку, графику, лепку, керамику, трафареты многоцветные. В общем, учили всему, даже  оформлять магазины, интерьеры, дома снаружи, делать баннеры, и это все было настолько насыщенно, что 4 года пролетели как один миг. Только начали учиться - и уже диплом.

В процессе учебы были практики, одну из них я проходил в Ленинграде, в Вагановском хореографическом  училище, где готовят балерин и балерунов. Они и жили там. Мы часто с ними общались, ходили на встречи. Мы им делали пионерскую комнату, это были последние годы пионерии, но ребятам была нужна эта комната. Это было лучшее время. С утра до обеда мы работали, а после обеда мы ходили гулять по Ленинграду в любую погоду, обошли все музеи и кинотеатры. Поэтому и делали комнату 2,5 месяца. И тогда я ощутил, что такое блокадный Ленинград. Когда идёшь по улице, и по дороге стоят разрушенные здания, а там были реконструкции, то есть стояла только коробка, а внутри все обрушено и горы мусора. Какие-то рваные ломаные заборы, темнота, дождь со снегом, то есть пробивало до такой глубины, что то ощущение меня до сих пор не покидает.

Затем я работал в художественной мастерской 7 лет. Там я чувствовал себя маленьким мальчиком в окружении очень умелых мужчин, которые делают росписи, оформляют рестораны. Под конец меня выбрали председателем профкома. Случались ссоры с начальством, потому что приходилось часто ездить в Иваново. Потому как головное предприятие было в Иванове, а мы в Кинешме. Ну и получается так, что заказы у нас были не очень сильные, а эскизы мы сдавали  каждую неделю в Иванове. То есть каждую среду был педсовет, мы приезжали нам сделают правки, отругают, отправят обратно, опять неделю делаешь, снова едешь в Иваново, сдаешь, снова получаешь по шапке.  В общем, несколько работ 4 раза сдавал. Но из тех работ, которые я сделал, когда работал в мастерской, особенной была резьба в ресторане Кинешма. Те, кто родился в прошлом веке, это помнят. Огромные деревянные щиты с резьбой Кинешмы, портеры, натюрморты. Резал в основном я, помогал мне отец. Делали тупик возле железнодорожного вокзала. Расписывали, резали. В общем, когда был в стране коммунизм, то художникам давали жить. Они имели заработок, возможность писать, покупать краски. В данной ситуации художник не нужен никому. Государство на него махнуло рукой. Поэтому живем пока на старых запасах. При переломах нашей жизни пропали и наши мастерские. Художники ушли в подполья. Они все замкнулись, развалились на кучки. Сейчас очень сложно в Кинешме и Заволжске найти молодых художников. Не хватает духа молодого, творчества, задора. Не знаю, как с этим бороться. Увы, но это наше тяжелое наследство. Постараемся его сделать лучше.

Далее у меня был момент, когда пришлось выучиться на дизайнера интерьера, работал на молодёжной бирже труда. Переучивал женщин на другие профессии. Преподавал ландшафтный дизайн. Выпустил 4 группы по 60 человек. Затем попал в Кинешемский театр, был художником по костюмам, рисовал наброски актеров для спектаклей. Приходилось работать с бутафорами. Интересная работа в том случае, когда общий язык с режиссером найден. Затем он ставил задачи, потом мы делали эскизы и шли к директору театра. Он собирал совет, на котором решалось, спектакль идет на доработку или отправляется в процесс подготовки.

Моя работа в кино также оставила много эмоций, впечатлений и воспоминаний на всю оставшуюся жизнь…»

Мне удалось лично поговорить с художником-юбиляром о направлении его личной, а также современной живописи.

- Константин Евгеньевич каким словом Вы могли бы описать своё творчество в совокупности?

- Одним словом это не определишь, потому что художник он художник во всем, моя жизнь является доказательством этого. Настолько разные бывают дороги: живопись, кино, театр, педагогика, декоративная отделка интерьера, украшение города. Я ведь помогал в оформлении города - это своя тема. Графика также является для меня струей, по которой я теку. Вы знаете, я во всем себя ищу, да, может быть я одинаков в каких-то вещах, не фантанирую яркими идеями, красками. Я более спокоен, ищу полутона. Яркие краски должны быть, но если они одни, их тяжелее воспринимать. Мы не можем сказать, красное или желтое, черное или белое, должна быть мягкость, плавность.

- Был ли в жизни момент, когда вдохновение уходило?

- Был, и очень часто. Очень часто я себя заставляю что-то делать. Подойти к чистому холсту — для меня самое сложное. Пусть он даже будет с ладошку или метр на метр, всегда сложно.

- Когда Вы начинаете писать картину, у вас нет готового образа?

- Есть. Не всегда он до конца оформлен, но он все равно есть. Когда уже начинаешь писать, то в голове он сложился. И ты, глядя на натуру, пытаешься его воплотить.  С пустого листа ничего не начинается.

- Захватывает ли Вас соперничество с кем-то из художников? Или Вы равнодушны к этому?

- Это меня мало касается. Дело в том, что у меня отец художник. Он за свою творческую жизнь через себя переработал очень много течений живописи, влияний и пришел к тому, что в конце жизни он писал традиционную русскую натуралистическую живопись. Хотя он начинал с прибалтов, с итальянцев, французов, он делал натюрморты вплоть до того, что крышки вколачивал в холст. И я сам, видя его жизненное творчество, становился более консервативным и традиционным. Левитан, Репин, Поленов, Зайцев – они для меня то, то я хочу. И я иду по этой стезе и не хочу никуда уходить. Но иногда холст и краски диктуют, что рисовать и как. А меня захватывает теплота нашей природы и окружения. И это всё уходит. Такое страшное ощущение испытываю, что настолько быстро всё уйдет, и бешенство, что я это не успел нарисовать.

- Что бы Вы лично хотели пожелать, чтобы промотивировать молодых художников, которых по вашим словам сейчас нет? Что бы Вы им хотели сказать, чтобы они продолжали творить?

- Есть два типа художников, те, кто уезжает учиться, искать новые возможности. И те, кто научился чему-то, но у них нет наглости, пробивной способности и они сюда возвращаются, и им надо помочь. Все съехало у нас на рыночные отношения, нет мастерских, нет возможности чем-то заниматься. В городе есть музей, который может быть центром этого общения и обмена опытом для художников. Если городские власти начнут обращать внимание на развитие живописи, то город преобразится. Художники-то есть достойные, и я вижу их в этой школе, но дальше это никуда не движется. Они не понимают свою нужность. Надо как-то огонёк поддержать. Я не знаю, как это сделать. Малейшее движение в сторону живописи - и они придут и порадуют нас всех.

- Спасибо большое, что смогли уделить мне время.

- Спасибо вам, приходите, поговорим.

Вечер запомнился и оставил приятное впечатление. Особенно порадовала песня в исполнении всего коллектива Заволжской детской школы искусств, написанная Ольгой Желтовой. Выставка Константина Чистова будет открыта в течение всего месяца, а автор ждет от её посетителей интересных вопросов и будет рад ответить на них.

Елена Наумова

«Авангард», 2019