СВЕТЛАНА КАСАТКИНА: «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МЕНЯ ВООДУШЕВЛЯЕТ»

Светлана Вадимовна Касаткина – человек, хорошо известный заволжцам. Директор Заволжского городского художественно-краеведческого музея, руководитель местного общества краеведов, энтузиаст-исследователь и патриот родного края, изучению и сохранению истории которого она посвятила свою жизнь. Эрудированный, творческий, преданный своему делу человек.

Слушая её рассказы, ты как будто бы переносишься во времени и в пространстве и сам становишься очевидцем того, о чём идёт речь. Светлана Вадимовна рассказывает о событиях и людях с таким искренним увлечением, что её чувства передаются собеседнику. Общение с ней вселяет уверенность в том, что все трудности преодолимы, если не опускать руки. На таких людях держится провинция.

- Светлана Вадимовна, расскажите о себе.

- Родилась я в селе Колшево Заволжского района в 1968 году. Окончила Колшевскую среднюю школу с золотой медалью. Стоял вопрос о том, куда мне пойти учиться.

Поскольку мои родители работали в школе, я думала, что тоже стану педагогом. Моё решение стать учителем русского языка и литературы мои мама и бабушка не одобряли, пытались отговорить поступать в пединститут. Они считали, что это очень сложная и тяжёлая работа. Когда же я сказала твёрдое «нет», посоветовали: иди на такой предмет, где хотя бы тетрадок нет. Так появилось решение о том, что я буду учителем истории.

Я окончила школу в 1985 году. В то время медалисты сдавали при поступлении в институт один профильный экзамен, получив «пять»,  от остальных экзаменов освобождались. Я сдала историю на пятёрку и поступила на исторический факультет Московского государственного педагогического института имени Ленина.

Первый курс был очень тяжёлым. Тогда конкурс был 12 человек на место, поэтому в институте сделали в виде исключения два потока: набрали 120 человек вместо 60, но сказали, что по итогам семестров будет большой отсев. Я попала в группу, где из 25 студентов было всего трое иногородних. Москвичи тогда были люди активные, напористые по сравнению с теми, кто приехал из провинции, тем более из деревни. У нас в группе были те, кто поступили после армии, то есть уже взрослые люди. На семинарах эти ребята всегда первыми поднимали руку, они очень много знали, хорошо отвечали. Конечно, их и спрашивали в первую очередь, ставили баллы, а те, кто набирали меньше баллов – претенденты на вылет.

Преподаватели у нас были очень строгие, особенно по истории Древнего мира. Очень много спрашивали, но сами были люди принципиальные. Они очень любили науку, по-своему и нас к этому приучали.

Мы были последним курсом в институте, который учил историю КПСС, научный коммунизм. Предметы не сложные, но по ним требовалось писать очень много конспектов. Так что мы с утра до ночи писали конспекты, особенно на первом курсе.

На тот момент исторический факультет был расположен в Кунцево, общежитие – на юго-западе, главный корпус института - на Пироговской улице. А ещё надо было ездить в историческую библиотеку. Мы тратили в день на дорогу порядка четырёх – пяти часов. Ели чаще всего на ходу. В общежитие приезжали поздно вечером, папы-мамы нет и ужина – тоже.

Я это всё рассказываю, чтобы было понятно, что мы уже на первом курсе прошли сквозь сито.

Что можно сказать об институте? Это прежде всего высочайший уровень подготовки. Любая историческая тема преподавалась профессионалами высшего порядка. И педагогическая направленность была очень сильной. Когда мы сдавали методику преподавания истории, у нас на уроках сидели четыре – пять специалистов, которые оценивали нашу работу: психолог, методист, специалисты по истории периода, по которому ты ведёшь урок, педагоги. Поэтому потом вести уроки в школе для нас не представляло сложности.

Научно-исследовательской работой мы занимались с первого курса. Уже тогда мы начали работу над дипломом под руководством профессора, доктора исторических наук Василия Фёдоровича Антонова. Начинали тему с нуля и в течение пяти лет подходили к защите диплома: изучали историческую литературу, работали в архиве, преподаватель дал нам полную свободу поиска, но и контролировал тоже.  Защитились мы в нашей группе почти все на пятёрки.

Окончив институт в 1990 году, я приехала в Заволжск, начала работать учителем истории в школе № 2. Мне дали пятый класс, который я довела до восьмого, потом ушла в декрет. Из декрета я вышла уже на работу в музей.

- Как получилось, что Вы стали директором музея?

- Работая в школе, однажды я пригласила на классный час Софию Петровну Волкову. Она работала в музее. Я просила её рассказать детям о чём-то из местной истории. Она пришла с огромной папкой самых разных бумажек. Она их раскладывала и рассказывала очень интересные истории о местных знаменитых людях, я сама тогда сделала для себя много открытий.

Через какое-то время я пришла в музей, и София Петровна меня спросила: «Светлана Вадимовна, нет ли у Вас желания работать в музее? Я ухожу на пенсию, но мне некому передать то, что сделано». Я согласилась и с сентября 1997 года стала работать в музее. Зарплата там была меньше, чем в школе, но было очень интересно. Исследовательская жила пересилила педагогическую.

Я была в штате Заволжского дома культуры на должности заведующей экскурсионно-массовой работой. В то время картинная галерея имела статус общественного музея и находилась в здании, принадлежавшем химзаводу. Здесь располагалась экспозиция, посвящённая истории завода. Я проводила экскурсии, вела исследовательскую работу. Отмечу, что большую роль в том, чтобы я почувствовала себя работником сферы культуры, сыграла Нина Ивановна Комарова, которая была тогда заведующей отделом культуры.

1990-е – начало 2000-х – это очень сложное время. Очень многие общественные музеи Ивановской области погибли в то время. Многие музеи были попросту разворованы новыми собственниками. В каждом конкретном случае всё решалось по-разному в зависимости от позиции местной власти и общественников. Были непростые проблемы и у нашего музея. Но как только в 2007 году химзавод передал городу особняк Бурнаевых, у нас в течение очень короткого времени появляется штат, финансирование, музей получил официальный статус и начал работать в этом статусе с 16 ноября 2007 года. Сэтого времени я стала директором официального музея.  

- Всё закладывается в детстве. В том числе те качества и ценности, которые определяют судьбу человека, его будущие выборы. Какие Ваши черты характера и ценности привели Вас сюда? Что и кем было заложено?

- Одно из главных качеств, которое отмечают во мне многие люди – это трудолюбие. Я выросла в деревне, в такой семье, где надо было сделать очень много различных дел. Мама была очень часто на работе, нас было две сестры, я – старшая. У нас был дом, огород, скот (поросята, овцы, козы), большой участок картофеля. Нужно было выполнить много работы по дому, нужно было учиться, заниматься лыжами в секции, нужно было выполнять общественную работу. Как бы сегодня сказали, нужно было правильно спланировать своё время и всё успеть. Я как-то успевала... Кстати, это наша семейная черта – мы всё делаем быстро, чётко.

- Какие книги, фильмы, события оказали на Вас влияние в детстве? Были ли люди, которые являлись примером?

- Начнём с книг. В моей семье много читали, особенно дедушка и мама. В доме деда был специальный стеллаж, где на полках книги были разложены по разделам: художественная литература, пчеловодство, ремонт…Тогда много чего публиковалось в «Роман-газете», эти журналы занимали целую полку, их быстро прочитывала вся семья.  

Первая моя толстая книжка, которую я запомнила на всю жизнь, это «Робинзон Крузо». Но в моей памяти остался эпизод, когда я с мамой ходила в библиотеку (она располагалась в здании бывшего волостного исполкома – это историческое двухэтажное деревянное здание в Колшеве, там была первая школа в селе, сейчас его нет) и выбрала книгу с картинками - «Бородино» Лермонтова. Вот эти книги запомнились.

Любимые фильмы моего осознанного детства и юности – «ДʹАртаньян и три мушкетера», «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен». Они меня покоряли своей глубиной, игрой актёров.

События и люди. У меня были замечательные учителя. В школе я занималась лыжами, тренировалась у Александра Алексеевича Тетеричева. Он работал в школе учителем физкультуры. Помню один случай: на тренировке мы отрабатывали спуск с крутой горы (в Измайлове). Сначала спускалась старшая группа, потом наша – младшая. Через одного падали и даже ломали лыжи. На лыжне образовалась яма, в которую все и зарывались. Пришла моя очередь, мне стало страшно, и я тогда единственная так и не съехала с горы. Тренер после того сказал, чтобы я больше на тренировки не приходила. Для меня это была страшная трагедия. Я и представить не могла, что уйду из секции, через какое-то время пообещала выполнять все требования и снова стала заниматься. Александр Алексеевич имел огромное влияние на меня. Благодаря ему воспитана сила воли, умение преодолевать трудности, бороться.

Марина Борисовна Федотова, учитель физики, научила нас не бояться каких-то проблем, а решать их. Была для нас другом, помощником, понимала наши сокровенные тайны. С ней можно было обсудить любую жизненную ситуацию.

Антонина Михайловна Галкина, наш классный руководитель, учитель географии. С ней мы каждый год ходили в походы, например, в шестом классе – в Плёс (25 км за 2 дня). Она очень любила художников, эту любовь передала нам. Сама очень красиво писала и рисовала. Мы много знали о Левитане, Репине, готовили сообщения, в походах посещали музеи.  

Вообще, когда говоришь о школе, трудно выбрать какого-то одного учителя, каждый учитель имел своё влияние на нас. А школу мы очень любили, мы жили с ней и в ней.

Позже, в институте, моим учителем стал Василий Фёдорович Антонов, о котором я говорила ранее. Он научил нас методике научной работы, учил думать, сопоставлять факты, анализировать. И он показал пример отношений, основанных на высокой степени доверия и уважения между учителем и учеником. 

Событие, которое оказало большое влияние на меня, это смерть моего деда по маме Кострова Павла Александровича (1913 – 1991). Дед окончил в 1930-е годы курсы по сельскому хозяйству, воевал, получил тяжёлое ранение, его комиссовали, вернулся в 1942 году в село, работал председателем колхоза. Потом он перешёл работать в школу, преподавал труд. Он очень хорошо пел. У него была мастерская, в которой мы, ещё дети, могли тайком от него поработать рубанком. Его всегда всё интересовало, и он практически всё хотел постичь сам: делал мебель, разводил пчёл, посадил прекрасный сад, вырастил с бабушкой четырёх замечательных детей: все получили высшее образование и стали специалистами разных направлений: мама - учитель, моя тётя – медик-провизор, другая тётя – экономист (окончила Тимирязевскую академию), дядя – военный офицер. Дед считал, что человек может сделать всё, если захочет. «Делай хорошо, плохо само выйдет» - была его истина.

В 1991 году дед умер. После его смерти я поняла, что не спросила у него очень многих вещей, не записала его рассказы, не уточнила имена, а как много он знал по истории нашего села… И тогда я поняла, что ничего не знаю о том месте, где я родилась и выросла. Это событие толкнуло меня изучать историю родного села, а потом и историю нашего района.  Я засела в архивах и начала изучать дореволюционные документы Кинешемского земства. Я стала открывать для себя свою родину… Я увидела, что до революции помещики, фабриканты, зажиточные крестьяне обращались к земскому собранию с прошениями выделить деньги на строительство школ, больниц, дорог. Я стала видеть и слышать этих людей. Они жили проблемами наших мест, пытались их решить. И не только прошения писали. Если они могли, они сами что-то делали, жертвовали, как тогда говорили, например, давали под школу или больницу бесплатно земельный участок, лесной материал.

У этих людей были деньги, но они вкладывали их в местное развитие, они знали иностранные языки, но не уезжали за границу. У них было потрясающее чувство любви к России! Понимание, что Россия – их страна и они должны жить здесь и обустраивать то место, где они живут! Это для меня великие люди.

- Светлана Вадимовна, Вы столько сил вкладываете в сохранение истории края, в музей. Но ведь численность населения Заволжского района сокращается, молодёжь уезжает. Не посещают мысли: «Для кого я всё это делаю? Кому это нужно?»

- Мысли такие посещают, но не в пессимистическом плане. Вся эта исследовательская работа приносит открытия и удовлетворение! Она даёт мне столько душевных сил! Она даёт ответы на многие вопросы, на которые и сейчас пытаются найти ответы. Но эта работа не должна быть сама по себе, она должна приводить к какому-то результату. Результат – это публикация. Мне очень хочется, чтобы мои современники, а не только я, узнали о нашем прошлом, чтобы сегодня люди понимали наши проблемы, обращаясь к прошлому, чтобы размышляли, чтобы делали выводы и … шли дальше. И для меня радость – поделиться моими находками с другими. А потом это не только знания, это духовность, патриотизм, желание жить и понять, что здесь было до тебя. Я делаю это для тех, кто придёт после нас. Чтоб они хотели жить и работать здесь. И чтоб таких людей было больше.

- Каким Вы видите будущее музеев? Ваши планы по развитию Заволжского музея?

- Музеи будут жить и развиваться. Национальные сокровища хранятся в музеях, подлинные предметы прошлого только там (ещё в архивах). Пока будет жить человек, будут и музеи. Сегодня необычайный интерес к истории есть у многих людей. Многие собирают родословные своей семьи. Краеведы ищут новые данные о местной истории. И все эти потоки образуют историю России.

Сегодня создаются разные музеи, как муниципальные, так и частные. Люди приходят к мысли, что не всё определяется деньгами. Например, в Кинешме потомки дворянского рода Яковлевых создают семейный музей на свои средства.  Они пришли к мысли, что должны рассказать о своей семье прежде всего своим потомкам, детям и внукам. Конечно, музеи будут оснащаться технически и виртуально. Но только в музее есть подлинник – предмет, единственный в своем роде. Копии его не заменят. В музей всегда будут приходить люди.

В этом году Заволжскому музею исполнилось 35 лет. Какой путь прошёл наш музей от общественной организации до муниципального учреждения культуры! Сколько сделано! Хочется сделать ещё больше.

Что касается наших планов, во-первых, сейчас идет процесс разработки проектно-сметной документации на ремонт и реставрацию здания музея. Есть надежда войти в федеральную программу в 2024 году. Будем стараться и надеяться на то, что это действительно произойдёт.

Во-вторых, мы планируем создать полноценную краеведческую экспозицию, рассказывающую об истории нашего города и района. Коллектив музея небольшой, но творческий, работоспособный, все сотрудники с высшим образованием, у всех есть опыт работы. Нет недостатка в новых идеях.

Музей известен своими интересными изданиями по истории и краеведению. Краеведы составляют опору в исследовательской работе. В музее ежегодно проходит до семи – девяти больших выставок. Вершининский пленэр и Бредихинские чтения – два мероприятия, которые выдвигают Заволжск на уровень общероссийский и международный. В 2020 году благодаря победе музея в конкурсе «Культурный след» (было 800 участников из 64 регионов России) удалось установить на площади Бредихина новый арт-объект, посвящённый учёному-астроному. Это не рядовое событие для такого маленького городка, как наш. Вот в нескольких штрихах наши достижения последних лет. А за этим стоит ежедневная работа. Бывают и сложные проблемы, которые не видит никто. В 2019 году наш музей проверяло Министерство культуры на предмет учёта и хранения экспонатов. В Ивановской области мы оказались первым муниципальным музеем, который проверяла подобная комиссия. Сегодня все предписания музей выполнил, хотя для этого потребовалось дополнительное незапланированное финансирование. 

- Сейчас выросло интернет-поколение. Как найти с ним общий язык?

- Я не оракул, ответа не дам. Да, поколение другое. Да, молодые быстрее находят информацию, но её же надо осмысливать, понимать: зачем, почему? Как бы мы ни говорили, что молодое поколение нам непонятно, мыслит не так, как нам бы хотелось, делает неправильно, много есть очень хороших детей. Нельзя всех под одну гребёнку причесать. Все мы разные.

Всё же человек как существо природы остаётся неизменным, несмотря на все технические достижения. Каждый человек проходит все ступени развития. И каждый должен себя идентифицировать в этом мире и в социальной среде. Человек всегда будет искать ответ на вопросы: «А зачем я собственно живу? Что я после себя оставлю?». Мы пытаемся осмыслить себя и во времени, понять, а что думали по этому поводу раньше. И сквозь призму прошлого мы лучше понимаем сегодняшний день и пытаемся перекинуть мостик в будущее. За этим люди идут в музей, в том числе и молодые.

Вопрос сложный, на него только время ответит, но я сторонница оптимистичных вариантов.

- С чего начинается Родина? Как формируется любовь к родному краю?

- Любовь к Родине неотделима от любви к её истории. С чего начинается любовь к родному краю? С мамы, с родного дома, с улицы, с первой любви. Любовь к родному краю – это любовь к какому-то конкретному месту.  Когда человек начинает понимать, что ему надо узнать про это место? Когда происходит какое-то событие, связанное именно с ним, в какой-то конкретный момент времени, что-то должно толкнуть человека. Никогда нельзя навязать любовь, это чувство или есть, или нет. Это должно быть какое-то эмоциональное побуждение. Потом человек начинает познавать свою Родину. Появляется интерес, и как важно, чтобы в такие моменты рядом с человеком оказался помощник, учитель, своего рода навигатор, который будет проводником в мир познания. Интерес может вспыхнуть и погаснуть, а надо, чтобы горело желание. Мне очень понравились слова, которые недавно я услышала на одном из спектаклей в кинешемском театре: «Традиция – это не сохранение пепла, а поддержание огня». Интерес, как и огонь, надо поддерживать постоянно, над этим надо трудиться, работать, читать книги, изучать документы, спорить, искать, впадать в уныние, но выходить из него и снова идти вперед. У меня, например, всё это бывает.

- У Вас как историка есть любимые периоды в истории? Если да, то какие и почему?

- Это вторая половина девятнадцатого века, этот период я лучше всего знаю, от него сохранилось много документов, изучать которые очень интересно. По этому периоду у меня и кандидатская диссертация, которую я защитила в 2016 году. Я исследовала много документов, которые касались жизни дворян, крестьян, церкви. По ним можно понять неоднозначность этого времени. Поэтому, например, я не люблю многие современные исторические сериалы, они сняты как-то картиночно, смотришь и думаешь: «Не верю!», «Не так это было».

- Какие, по-Вашему, события в истории нашей страны надо изучать особенно внимательно и почему?

- Я думаю, переломные. Ведь к перелому что-то привело, надо причины понять. Когда изучаешь прошлые события, возникает много параллелей. Некоторые уроки, которые можно извлечь из той ситуации, можно применить и к сегодняшнему дню.

И Великую Отечественную войну надо изучать, но через историю своей семьи. Тогда не надо будет объяснять, кто кого победил.

- Как Вы считаете, история учит?

- Думаю, да. Только надо, чтобы было больше людей, которые бы интересовались историей, изучали её. История говорит, что выход из разных исторических ситуаций был всегда. Люди, живущие в Заволжске, сами должны бороться за то, чтобы им жилось лучше. Каждый на своём месте должен хорошо делать своё дело. Всегда так было.

Мы сейчас находимся на каком-то сложном рубеже. Мы это ощущаем, молодёжь, может, нет. Разные были периоды в истории России. И поляки уже в Кремле, и Наполеон в Москве, а нет, выжили.

- Есть ли у Вас любимое выражение, жизненный девиз?

- Мне нравится девиз Геннадия Ивановича Невельского: «Скромность. Труд. Дело».

- Что для Вас успех? В чём секрет Вашего успеха?

- Я успешный человек. Но, знаете, я бы лучше сказала по-другому: я счастливый человек, это понятие для меня гораздо глубже. Я счастлива в работе, в ней соединились мои устремления и мои умения, и у меня хорошая семья, которая меня поддерживает. Мой муж, который далек от истории, всегда мне помогает, он едет со мной на машине, на тракторе, идёт пешком туда, где сохранились остатки былого величия. Мы много путешествовали по нашей малой родине, и этот интерес не угасает. И всегда, куда бы мы ни приезжали, мы идем в музей – это уже стало семейной традицией. Дети мои тоже интересуются краеведением, и я очень рада этому.

Я состоялась в жизни с тем, что люблю. И могу пожелать этого каждому: работать не только за деньги, но прежде всего реализуя свои возможности. Если каждый человек будет любить свою работу, а не только за неё деньги получать, представляете, как можно далеко шагнуть?

Вытяжка:Люди, живущие в Заволжске, сами должны бороться за то, чтобы им жилось лучше. Каждый на своём месте должен хорошо делать своё дело. Всегда так было.

Вытяжка: Мы пытаемся осмыслить себя и во времени, понять, а что думали по этому поводу раньше. И сквозь призму прошлого мы лучше понимаем сегодняшний день и пытаемся перекинуть мостик в будущее. За этим люди идут в музей, в том числе и молодые.

На первом фотоСветлана Касаткина на краеведческом лектории в Кинешме, 2018 год

На втором фото- с Софией Петровной Волковой на открытии новой экспозиции, посвящённой Ф.А. Бредихину. 2014 год

Фото из архива Светланы Касаткиной

Елена Цветкова

«Авангард», 2021