ВАЛЕНТИНА ОРЛОВА – ХУДОЖНИК, ВОСПЕВАЮЩИЙ РОДНОЙ КРАЙ
В этом номере героиней рубрики «Наши земляки» стала художница Валентина Орлова.
Круг её интересов разнообразен. Она продолжает заниматься творчеством и коллекционированием, в настоящее время пишет воспоминания о деревне Скрипцово. Это первый и единственный художник-земляк, изображающий наш край в лепнине. Вот что она рассказала о себе.
Для меня мои родители – это святые люди. Они не малевали, не занимались живописью или лепниной, они вообще не разбирались в искусстве и не интересовались им. Семья рабочих.
Мама любила домашний уют, порядок и чистоту в доме. Помню выстроченные ею занавесочки на окнах, храню её вышивку, берегу связанные крючком салфеточки. Папа чувствовал красоту окружающего мира, восторгался и гордился величием реки Волги, её необъятными просторами. Эта любовь к родному краю интуитивно передавалась и мне. Нам, детям, выпиливал из фанеры игрушки и разные изделия для дома, одно из них я храню. Занимался фотографией. Конечно, все эти занятия моих родителей можно назвать творчеством.
Они любили жизнь. К сожалению, моих родителей уже нет, это закон жизни человечества, но в моём сердце они живы.
Училась я в школе номер три, ничем не отличаясь от сверстников. Работали тогда такие яркие учителя, как Станислав Васильевич Машаров и Роза Васильевна Сергеичева.
Станислав Васильевич преподавал рисование и черчение, его предметы помогали видеть и изображать окружающий мир объёмным. Роза Васильевна раскрывала мир через литературные произведения.
Уроки этих преподавателей всегда оставляли яркие впечатления, возможность для раздумий, осмысления и фантазии. Вероятнее всего эти преподаватели и повлияли на выбор моей профессии. Школы искусств в Заволжске не было, знания мы получали только на уроках.
В 1968 году я поступила в Ивановское художественное училище, тогда я не думала ни о какой карьере. Поступало семь человек на место, вступительных экзаменов было пять или шесть, сейчас не помню.
Учёба была сложной, не каждый её выдержал. Нас тогда готовили художниками станковой живописи, профессия учителя являлась как бы в дополнение, хотя в дипломе указывалась именно она, по знаниям подтягивали к Строгановке.
Учиться было очень интересно. Преподавал цвет ивановской интеллигенции, особенно не забыть Карелию Великосельскую, Виктора Орлова, Павла Белова и Нину Ивановну.
Вечерами нам организовывали встречи с артистами, поэтами, писателями. Свободное от учёбы время мы тратили на занятия по интересам. Лично я любила посещать областную библиотеку, ходила в театры, в цирк, в парашютную школу, в секцию самбо. В кинотеатре "Великан" ходила на занятия по созданию мультфильмов. Большой город - большие возможности.
По окончанию полного курса обучения в Ивановском художественном училище в 1971 году я получила диплом об образовании. Нас тогда распределяли на трудовую деятельность по всей стране, по желанию студента. Я выбрала Кинешму.
Воспоминания от работы в школе номер шесть на «Электроконтакте» остались самые что ни на есть замечательные. Уроки проходили легко, непринуждённо.
Однажды я поразилась, когда при мне учитель математики потребовала у одного мальчика рабочую тетрадь, она была в пятнах со скрученными углами, небрежная. Как он носил альбом по рисованию в своём портфеле, для меня до сих пор остается загадкой, весь учебный год был как новенький.
Мы ходили в походы. В зимний период собирали рябину для подкормки птиц.
Я тогда мало чем отличалась от учеников, сзади хвостик чуть пониже лопаток, чёлка. К своему сожалению, я не была готова для внеклассной работы с детьми, и это меня часто сковывало.
С большим теплом вспоминаю я этих детей, хотя и образы их уже забыла. В этот же год вела уроки черчения в школе рабочей молодёжи и тоже в Кинешме. В конце года некоторые из них подходили ко мне и благодарили за полученные знания. Это для меня тоже дорогого стоит.
В те годы творческая личность не была полностью свободной. Развивались производства, требовались люди с техническими профессиями, творческая личность обязана была подчиняться общим правилам социума.
Из-за этого приходилось менять работу, перешла художником в Ивановское отделение Художественного фонда РСФСР. В принципе,я ничего не теряла, молодость, всё впереди. Занимались оформительской деятельностью, заказы были из ближайших районов, заводов, фабрик и различных предприятий. Работая в фонде, я впервые участвовала в выставке художественных работ, это было примерно в 1973 году, о ней был отзыв в кинешемской газете.
Очень хорошо, что в настоящее время в Заволжске работает школа искусств, дети могут осваивать азы творчества. Художники благодаря директору музея Светлане Касаткиной объединяются, и это даёт возможность насладиться общением с коллегами из других городов, вместе с ними помахать кисточкой или карандашом.
По себе знаю, творчества для души часто не хватает, и тогда берёшь в руки карандаш, отрекаешься от всего мира и выхлестываешь на бумагу или полотно своё состояние.
Так появился портрет дочери, в настоящее время он находится в фонде нашего музея. Этот портрет был на районной выставке изобразительного искусства в музее Заволжска в 1990 году, был отмечен почётной грамотой.
Под чертой:
Редакция газеты «Авангард» хочет пожелать Валентине Юрьевне дальнейших творческих успехов и крепкого здоровья. Мы надеемся, что она и дальше будет оставаться такой же позитивной и открытой для общения.
Даниил Кондратьев
«Авангард», 2022