МОЛОДО - НЕ ВСЕГДА ЗЕЛЕНО!

«Самое главное в профессии учителя – это любовь к детям, ответственность за своих учеников, профессионализм, пунктуальность, мобильность и творческий подход к любой задаче!» - считает наша сегодняшняя героиня, молодой учитель из Заречной школы. Эти взгляды сформировались у Анастасии Викторовны Беловой за пять лет работы в учреждении, им она стремится соответствовать, и, как считают её коллеги и ученики,  у неё это неплохо получается.

Анастасия Викторовна родилась в Заречном и с 1995 года сельская школа стала для неё родной – она пошла в первый класс. Тогда Настя ещё не задумывалась, что хочет стать педагогом. Это осознание пришло ближе к окончанию школы. «Мысли о том, что я хочу стать учителем, стали посещать меня в 9 классе, и подтолкнула меня к ним моя классная руководительница Елена Фёдоровна Рыбакова. Учась в 11 классе, я  поставила перед собой цель - поступить именно в педагогический вуз и именно по направлениям биология и география. Долго не раздумывая, а точнее уже зная, куда поступать, на утро сразу после выпускного бала отправилась в Шую на подготовительные курсы для сдачи экзамена по географии, - вспоминает Анастасия. - В августе была зачислена на очное отделение естественно-географического факультета Шуйского государственного педагогического университета».

После окончания университета Анастасия вернулась в родную школу уже в качестве педагога. С 2011 года она преподаёт ученикам 5 – 11 классов географию. Классного руководства у неё нет. Должность учителя она совмещает с должностью старшей вожатой. «Можно сказать, что я классный руководитель всех классов, начиная с первого и заканчивая одиннадцатым», - говорит девушка с улыбкой.

Мы встретились с Анастасией в преддверии Дня учителя и поговорили о том, как она пришла в профессию, что считает главным в работе, о планах на будущее и школьных любимчиках.

- Почему ты выбрала профессию учителя?

- Что сподвигло меня на работу в школе, сказать несложно... За одиннадцать лет обучения приходилось сталкиваться с разными видами деятельности. Например, после окончания 11 классов, кроме аттестата, мы получили "корочки" швеи третьего разряда. Сама сейчас с улыбкой вспоминаю, как в школьные годы после 9 и 10 классов в летние каникулы мы с одноклассницами устраивались работать в швейный цех на трикотажную фабрику, и нам эта работа очень нравилась. Но всё-таки я понимала, что не хочу быть простой швеёй.

В старших классах учителя часто замечали, что младшие ребята тянутся ко мне, им интересно было проводить со мной время. И мне самой нравилось возиться с малышнёй. Заканчивая 11 класс, я точно знала, что пойду в педагогический вуз и именно на биологию и географию. Уж очень нравились мне эти предметы в школе, хотя историю я любила не меньше.

- Первые шаги в учительстве – это, наверное, педагогическая практика. Какие впечатления остались?

- В вузе, кроме практики по специальности была и педагогическая практика. Первый раз нас отправили в школу на 2 курсе, где мы выступали в роли помощников классного руководителя. Потом практика в школе была  на 4 и 5 курсе.

А вот на 3 курсе всё стало намного интереснее. Летом я отправилась на практику в детский оздоровительный лагерь на Рубском озере. Проработав там смену, решила остаться на вторую - меня затянула "лагерная жизнь". Коллектив собрался очень понимающий, радушный, добрый, уезжали с последней смены со слезами на глазах.

Следующим летом уже по собственному желанию до сентября я отправилась туда работать с новыми идеями и силами. Конечно, практика в лагере стала самой запоминающейся и эмоциональной. Приятно было, когда дети интересовались, когда я буду работать, чтобы попасть со мной в одну смену.

Теперь я провожу параллель работы в должности вожатой и летней практикой в лагере. И понимаю, что внеурочная деятельность мне очень нравится.

- Почему приехала работать в родную школу? Что тебя здесь держит?

- В родную школу приехала работать не потому, что это был единственный вариант, а потому, что меня постоянно тянуло домой: в родной район, посёлок, который стал теперь селом. Меня никогда не привлекала городская суета. Здесь, в Заречном, как бы это банально ни звучало, и родные стены помогают.

Работая в школе, я продолжала учиться в университете, в аспирантуре. У меня была возможность остаться работать в вузе, но я выбрала школу, свою Заречную школу. Что меня тут держит? Держит всё - знакомые с детства, запавшие в душу места и люди, любимые родственники и друзья. Теперь и своя собственная семья.

- Как тебя приняли в Заречной школе?

- В родной школе меня приняли с распростёртыми объятьями. Большинство учителей на момент моего возвращения в школу были прежними. Добрые глаза и приветливые улыбки, окружавшие меня с детства, были снова рядом с первого дня моей педагогической деятельности.

Мне кажется, что в своей школе работать легче, ведь всё вокруг такое родное, а коллеги  - как "вторые мамы": и поругают, и поддержат, и помогут, и подскажут, и посоветуют.

- Каким был твой первый школьный урок?

- Если честно, то первый урок в своей школе я не запомнила. Зато очень хорошо помню первый урок на практике в Китовской школе Шуйского района - биология у восьмиклассников. Этот же класс дали мне и на классное руководство на время практики. До сих пор помню их имена и фамилии. С дисциплиной у нас с первого урока проблем не было – мы с ребятами очень быстро нашли общий язык и взаимопонимание.

- В чём, по твоему мнению, заключается секрет поддержания дисциплины?

- Чтобы дети вели себя на уроке или мероприятии соответствующим образом, нужно заинтересовать их, увлечь. Находясь в процессе поиска, им будет не до глупостей.  Вот и весь секрет.

- С ребятами ты ведёшь очень активную внеурочную деятельность. Знаю, что недавно была одним из организаторов спортивного флешмоба в рамках подготовки к ГТО. Расскажи об этой деятельности подробнее.

- В школе ведётся активная внеурочная работа: волонтёрство, патриотическое воспитание, участие и организация различных акций… Всего и не перечесть. Мне всё это нравится, потому что я не могу сидеть на месте, идеи бьют ключом, и многие из них хочется воплотить в жизнь.

Часто вспоминаю первые два года педагогической работы: зимой теперь уже с выпускницей школы Александрой Ерофеевой и учеником 11 класса Кириллом  Виноградовым мы практически каждый вечер организовывали лыжные прогулки. Я даже специально для этого купила лыжи.

В последнее время наше внимание привлёк сельский туризм. Под моим руководством Екатерина Букреева написала творческую работу на конкурс Ивановской государственной сельхозакадемии "Ростки - 2014" и заняла первое место.  Во время фестиваля гостевых домов нам с Екатериной вручили  почётные грамоты, а затем наша Заречная школа была выбрана площадкой для организации  Детской школы сельского туризма. Руководим мы этим проектом вдвоём с заместителем директора Г.А. Громовой.

Кстати, в этом учебном году под моим руководством в школе стартует новый профориентационный проект "Животноводство". У нас с мужем есть небольшое приусадебное хозяйство, и цель проекта заключается в том, чтобы познакомить школьников с домашними животными. 

Я возглавляю волонтёрское движение "Ритм", мне как представителю молодёжи нашего района небезразлична судьба родного края и его экологическое состояние. Помогая ветеранам Великой Отечественной войны и пожилым людям, мы с ребятами своим примером показываем, что нужно радовать своими делами других и самим получать удовольствие от работы, а не проживать жизнь зря, просиживая её у монитора компьютера.

- А тебе есть чему поучиться у своих воспитанников?

- У детей всегда есть чему поучиться. Например, не воспринимать что-то всерьёз и переводить нелепые ситуации в шутку. А ещё они всегда открыты для всего нового и готовы на различные эксперименты.

- Какие качества ты ценишь в учениках? Есть любимчики?

- В ребятах ценю отзывчивость, понимание, хорошее чувство юмора. Любимчики, конечно, есть во всех классах без исключения. Привилегий у них нет. Мне кажется, что им наоборот достаётся больше всех. Именно любимчики - это тот костяк, с которым мы плечом к плечу выполняем огромный объём работы, они помогают мне реализовать все идеи в жизни.

- А ты в школе была одним из любимых учеников?

- Хотелось бы конечно думать, что была любимчиком учителей (улыбается). Но честно: такими сведениями не обладаю. Хотя учась в школе и в университете, была у преподавателей точно на хорошем счету.

- Каков твой идеальный день? Опиши его.

- Знаете, каждый мой день идеальный. Я встаю не позднее 7.00, выпускаю на прогулку собаку, выпиваю стакан воды, кормлю домашнюю живность и только после этого собираюсь на работу. Дорога в школу. Рабочий день - уроки, подготовки к запланированным мероприятиям. После школы обязательно навещаю бабулю и маму. Возвращение домой, дела, вечерний обход владений, ужин. Выкраиваю время для поиска и творчества. И, наконец, сон.

- С каким настроением ты идёшь на работу и возвращаешься домой?

- На работу всегда иду в приподнятом настроении. Я практически всегда по жизни нахожусь в хорошем расположении духа: унывать и грустить это не по мне. Возвращаясь с работы, чувства возникают разные в зависимости от того, какой это был день. Бывают и эмоции через край, но все чувства положительного характера: нет ни обид, ни злости.

- Если бы не профессия учителя, кем бы ты хотела стать?

- Вот, кстати, сменить профессию желания не было, и думаю, что вряд ли оно появится. Разные в жизни бывают ситуации, возможно, в будущем придётся сменить место работы, но не сферу.

Хотя, если бы не профессия учителя, именно сейчас, в 26 лет, очень хотелось бы стать ветеринаром. Я очень люблю животных – их у меня очень много. Иногда хочется помочь заболевшему питомцу, а конкретных знаний и навыков для этого не хватает. Поэтому и хотелось бы дополнительно выучиться на ветеринара.

 

В преддверии Дня учителя личная копилка А.В. Беловой пополнилась ещё одной наградой - грамотой отдела образования администрации Заволжского муниципального района за добросовестный труд, личный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения. И эта очередная награда лишь стимул двигаться дальше, развиваться и творить!

 

В 2013 году Анастасия Белова закончила аспирантуру по специальности экология (биология), защитила диссертацию «Экологическая оценка воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения (на примере Ивановской области)», в 2014 году Министерством образования и науки РФ ей присуждена учёная степень кандидата биологических наук. В 2013 году получила диплом профессиональной переподготовки по направлению «Возрастная педагогика и психология». Анастасия Викторовна постоянно совершенствует своё педагогическое мастерство, участвует в научных конференциях международного, всероссийского, межрегионального и регионального уровня.

На вопрос о том, хотела бы она связать свою жизнь с наукой, с работой в вузе, девушка ответила немного подумав: «Наверное, я бы хотела работать в вузе, но совмещала с преподаванием в школе. А в плане науки пока ничего глобального не планирую, но не исключаю возможности написания докторской. Тема её не будет связана с предыдущими трудами, есть идеи в плане краеведения, но это пока большой секрет».

 

Устами коллег и детей

Г.А. Громова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

- Анастасия Викторовна Белова - учитель, увлечённый своим делом, перспективный педагог, постоянно работающий над совершенствованием своего педагогического и методического мастерства. За время работы в школе проявила себя активным, грамотным преподавателем, высоко требовательным к себе и окружающим. Анастасия Викторовна пользуется любовью и уважением учащихся, всегда открыта и инициативна, представляет собой образец целеустремленного педагога, который способен добиваться значительных результатов в работе.

О.А. Торопова, учитель физической культуры:

- Эта хрупкая девушка обладает уникальной силой и энергией, способна зарядить своих учеников и коллег. Секрет её прост: всегда готова поделиться всем, что знает. Она – человек надёжный, дисциплинированный, пунктуальный. И в то же время – не без чувства юмора, интересный собеседник и просто друг.

Полина Иванова, ученица 11 класса:

- Хороший учитель, готовый всегда прийти на помощь. Добрый и весёлый человек. Очень творческая личность.

Михаил Киселёв, ученик 3 класса:

- Анастасия Викторовна - очень умная, храбрая и красивая. С ней можно разговаривать на различные интересные темы.

Валентина Батищева, ученица 7 класс:

- Анастасия Викторовна – учитель, который всегда всё понятно объясняет. Мне интересно слушать её на уроках. А ещё она добрая и умная!

Максим Лемешонок, ученик 8 класса:

- Анастасия Викторовна Белова - очень грамотный учитель. Вот уже на протяжении 4 лет она даёт нам свои знания. С этим учителем очень приятно работать на уроке. Её работа - это пример энтузиазма. Анастасия Викторовна делает учеников настоящими людьми, знающими географию.

 

Светлана Курганова