«Я СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК», -

 

так говорит о себе сегодняшняя героиня рубрики "Персона" Вера Константиновна Ратас.

У каждого из нас есть люди, которых мы можем назвать Учителем. Так мы говорим о тех, кто способствовал нашему становлению как личности или как профессионала. Для меня В.К. Ратас во многом стала таким ориентиром и в жизни, и в профессии. Мне всегда нравилось в ней сочетание строгости с женственностью, умения держать дистанцию с простотой в общении, сдержанности с увлечённостью предметом, готовности выслушать любую точку зрения с умением отстаивать свою позицию. 

На её уроках можно было спорить, задавать вопросы. Она умела говорить о высоком без назидательности и пафосности, учила думать и рассуждать. А ещё она учила нас, что любить Родину – значит быть ответственным и активным гражданином.

Вера Константиновна родилась 3 июня 1949 года. Вся её жизнь связана со средней школой № 3: там она училась, потом работала учителем истории и обществознания более 40 лет. Имеет звание «Почётный работник общего образования», награждена почётной грамотой Министерства образования, медалью в честь 50-летия Заволжского района. Впрочем, к наградам она относится спокойно и слегка иронично. А вот по-настоящему гордится тем, что 15 её учеников стали историками. И что в последнее время ежегодно два – три её ученика поступали учиться на юристов. Высшая награда для неё – это благодарность выпускников за полученные знания, за то, что её уроки помогли сформировать жизненные ориентиры, выбрать правильные ценности, научили любить Родину.

Мы беседовали с В.К. Ратас в редакции, переходя от педагогики к семье, затем к гражданственности и краеведению, постоянно возвращаясь к теме учительства и воспитания. Я записала эту беседу в форме монолога Веры Константиновны о её судьбе, о школе, о том, чем она живёт сейчас.

О себе

Родилась и живу всю жизнь в Заволжске, а именно на Фибре. Детство было тяжёлое, бедное. Родители работали на фабрике: мама – Беляева Татьяна Николаевна – сушильщицей в трубочном цехе, папа – Беляев Константин Тимофеевич – окрасчиком чемоданов. Отец прошёл две войны: финскую и Великую Отечественную. Ничто не проходит бесследно: раны не позволили долго жить. В 1965 году его не стало, а было ему 46 лет. Я училась тогда в 10 классе. Мама осталась одна в 42 года, воспитывала и учила меня и мою сестру, мы обе стали педагогами.

На фото: Беляевы Константин Тимофеевич, Надежда, Татьяна Николаевна и Вера.

О семье

Л.Н. Толстой написал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Я счастлива и в работе, и в семье. Мы с мужем одноклассники. Он моя первая и единственная любовь. Это чувство было взаимным, и нам посчастливилось прожить вместе удивительные почти 45 лет. Поистине это самые лучшие годы в моей жизни. Валера был прекрасным мужем, отцом и дедушкой. Сейчас мне его очень не хватает. Дорожу медалью «За любовь и верность», которую мы с ним получили в 2010 году.

Опора и поддержка моя сейчас – дети и внуки. У меня два сына, две дочки и пять внуков – вот моя большая семья! Не люблю слова: зять, сноха. Пришли в мою семью – значит мои дети.

Самая старшая внучка – Любовь – стала в прошлом году студенткой Московской государственной юридической академии имени Кутафина – здесь есть и капля моего труда. А самому маленькому из внуков летом будет всего лишь три года. Плохо только, что внуки растут, а мы стареем. Я всё сожалею, как быстро бежит время: год только начался, а уже целый месяц пролетел.

О родной Фибре

Фибра, фибровая фабрика – целый пласт истории, целое поколение людей, преданных своему Отечеству, сильных, трудолюбивых, мужественных созидателей новой счастливой жизни. Производства фибры больше нет в России. Это был материал ХХ века. Но это было в нашей истории, и об этом мы должны рассказать нашим детям, внукам и правнукам. 

О выборе профессии

Почему учитель? Самая достойная профессия, она у тебя перед глазами каждый день. Сравниваешь, «примеряешь» на себя, делаешь выводы, берёшь пример. А пример было с кого брать! В то время в нашей школе работали асы педагогического труда: Горосовы Дмитрий Семёнович и Анна Григорьевна, Сергеичева Роза Васильевна, Грузенберг Эмилия Фёдоровна, Масленникова Эльвира Анатольевна, Калёнова Софья Александровна, Кулькова Анна Васильевна, Кондратьева Александра Николаевна.

Об учительстве

Это мой образ жизни на долгие годы, состояние души. Как закончила в 1972 году Ивановский педагогический, так 40 лет простояла за учительским столом. Прошла через все ступени школьной иерархии: от секретаря директора (это предшествовало учёбе в институте) до директора школы. А техничкой, так это попутно: учишь дежурных детей мыть полы и убираешься вместе с ними. После уроков дети раскрываются в неформальной обстановке, видишь, кто у себя в доме помощник, а кто белоручка, кто добрый, заботливый, а кто торопыга, кое-как сделал и побежал из школы. Плохо, что в современной школе дети не убирают класс, труд ещё никого не испортил.

С удовольствием работала завучем по воспитательной работе. Может, оттого, что была молодой. Правда уже имела двоих детей, часто брала их с собой. Сколько интересных вечеров, КВН, политбоёв, «огоньков», встреч выпускников (по традиции во вторую субботу февраля) мы проводили! Всё было чётко спланировано, организовано и проведено. Были октябрята, пионеры, комсомол. Есть такой «принцип шестерёнки»: чтобы другие крутились вокруг тебя, самому необходимо вращаться.

Поскольку закончила факультет «История на английском языке», в первые годы преподавала и историю, и английский. Через два три года поняла: необходимо сделать выбор. Выбрала историю и обществознание и не жалею. Считалось, что я больше обществовед, но и историю очень люблю. А ещё очень я любила курс «Этика и психология семейной жизни», и ученикам он нравился. Он шёл как факультативный, ставили его всегда шестым уроком, но никто не прогуливал.

На уроке люблю эмоционально рассказывать содержание события, но очень уважаю порядок и дисциплину.

О дисциплине

Любая дисциплина, школьная в том числе, для человека естественна и созидательна и соответствует природным законам. Только в тишине можно донести до сознания ребёнка то, что у тебя на душе. Ритм и порядок – естественны, иначе – испорченная нервная система и психика и у детей, и у себя. Я, конечно, авторитарного типа учитель.

О новых технологиях

Человек всегда любит тёплое, живое слово. Оно нужно и учителю, и ребёнку. Я люблю, когда тишина и можно говорить потише. В такой обстановке учитель может донести, а ученик услышать.

Я придерживаюсь старых традиций. Фронтальный опрос, так активно применяемый в новых технологиях – не для меня. Это учителю проще: можно много оценок наставить. А как при этом развивать речь ученика? Мой урок – это обязательно опрос, и не шапочный, когда выкрикивают «да» или «нет». Мне нужен полный развёрнутый ответ. Чтобы я слышала, как ученик строит предложения, правильно ли употребляет термины. Где ещё мы научим говорить, как не на истории, литературе, географии?

Учитель за 10 минут провёл опрос, 30 минут показал фильм. Хорошо, если он спросит что-то по фильму, а если нет – урок прошёл зря!

Учить или воспитывать?

Когда обсуждают, что важнее для школы, я всегда думаю, как эти люди далеки от неё. Это взаимосвязанные и естественные процессы. Это всё равно что спросить у человека, который глаз важнее. Так и в школе: обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.

Приведу пример. В шестом классе рассказываем о защитнике Отечества Александре Невском, о битвах со шведами на Неве, с немецкими рыцарями на льду Чудского озера. Мы же не говорим: «Сейчас я буду у вас воспитывать любовь к своей Родине». Я рассказываю о том, что полководец не жалел живота своего за веру и Землю Русскую, создаю образ храброго, умного, любящего свою Отчизну воина. А в девятом классе, рассказывая о событиях тяжёлого для страны 1942 года, напоминаю о защитнике Родины Александре Невском: не случайно в том году в память 700-летия разгрома немцев на Чудском озере был учреждён орден Александра Невского, которым награждали полководцев за блестяще проведённые операции.

В школьном кабинете истории, я думаю, до сих пор висит красиво оформленное высказывание: «История – это наука, которая делает человека гражданином». Это было моё руководство к действию. И как было приятно, когда среди поздравлений ко Дню учителя на страницах газеты «Авангард» я нашла слова Светланы Юдиной о том, что, кроме знаний, я научила её любить Родину.

О молодёжи

Мне современная молодёжь нравится. Люблю общаться со своими выпускниками. Мне нравится, как они разговаривают. Нравятся их взгляды. У них мысли хорошие, планы далеко идущие.

О своих убеждениях

Моё поколение родилось, училось и работало в СССР. Я с уважением отношусь к этому. Мы ничем не запятнали в свою бытность честь называться коммунистом. Добросовестно, с энтузиазмом работали, воспитывали детей, учились. До сих пор храню свой и мужа партийные билеты.

В 2012 году была членом штаба по выборам В.В. Путина на пост Президента. Мне очень понравилось, как мы работали. Я сторонник партии «Единая Россия», потому что уважаю и ценю политику, проводимую Президентом страны В.В. Путиным. В 2015 году была выдвинута партией «Единая Россия» на муниципальных выборах, заволжцы меня избрали депутатом горсовета.

О преемственности поколений

Порою не успеваешь в потоке нескончаемых дел остановиться, подумать, передать новому поколению то, что ты знаешь. Что для тебя естественно, а людям, особенно молодым, незнакомо, кажется далёкой историей, преданием старины глубокой.

В совете ветеранов я отвечаю за патриотическую работу. Мы решили, что во второй половине этого года проведём заседание на тему: «Ценности родного края. Сберечь и передать молодым».

О прошлом страны

Думаю, что следует уважать исторические события, изучать их, потому что понимание прошлого помогает осмыслить и оценить настоящее. Поэт Леонид Мартынов написал:

«Не почитай себя стоящим

Только здесь вот, в сущем, в настоящем,

А вообрази себя идущим

По границе прошлого с грядущим».

О памятных датах

С настроением ежегодно хожу на митинг 9 Мая к обелиску на Фибре. Выступая, всегда обращаю внимание на особенность этого памятника: на его плитах написаны фамилии всех работников фабрики, не вернувшихся с полей сражений. Обычно в те времена писали: «Никто не забыт, ничто не забыто!» А тут такая работа проделана! Печалит то, что год от года пришедших на митинг становится всё меньше и меньше…

Следующий год – это 100-летие нашей Иваново-Вознесенской губернии. Наш город связан с именем первого губернатора области М.В. Фрунзе. Конечно, наш «больной» вопрос о памятнике ему, который медленно разрушается. Этот вопрос я как депутат городского Совета подняла перед главой поселения.

Об обществе краеведов

У нас в районе есть краеведческое общество, оно объединяет неравнодушных энтузиастов – исследователей родного края. Существует оно уже 12 лет. Его возглавляет умная, энергичная, целеустремлённая женщина, директор нашего музея С.В. Касаткина. Светлана Вадимовна для меня – образец, пример преданности родному краю. Можно сказать, это Патриот с большой буквы, причём не на словах, а в делах.

Об увлечениях

Люблю заниматься садом и огородом, это один из источников силы и энергии для меня. Несмотря на век компьютеров, люблю читать книги. Никогда не заходила в социальные сети: жалко время на ерунду тратить. Стараюсь быть в тонусе современной культурной жизни. Посмотрела нашумевший фильм «Викинг» - отлично! Плюс прочитала о нём журнал «Дилетант». Очень люблю этот журнал, мне его из Ярославля привозит дочь. Вся наша семья его от корки до корки читает. Сейчас у меня на столе лежит февральский номер об институте президентства в Америке.

О счастье

Я третий год на заслуженном отдыхе, не хожу в школу. Разговаривая с людьми, слышу сочувствие в свой адрес, слова о тяжести педагогического труда, о потраченных нервах… Всегда возражаю. Все сорок с лишним лет с удовольствием учила детей, с радостью шла на работу и с радостью бежала с работы домой. Говорят, в этом счастье человека.

В рамке:

Вопрос-ответ:

- Есть ли у Вас жизненный девиз или правила, которые помогают жить?

- Верю, что в мире есть добрая сила, которая помогает нам в самые трудные минуты, поэтому в человеке всегда должна жить надежда. Темнее всего перед рассветом, но солнце всегда поднимается над горизонтом.

- Были ли в Вашей жизни ситуации, когда Вы жалели о сделанном выборе?

- Мне кажется, вернись всё сначала, я опять бы также прожила.

- Вы перфекционист?

- Да. Мне нравится выражение: «Совершенству нет предела».

Елена Цветкова

«Авангард», февраль 2017