«УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ»
Под таким девизом прошёл региональный профессиональный конкурс «Педагог года - 2018». Его финалистов и победителей чествовали 24 мая в Институте развития образования Ивановской области. В числе финалистов – учитель Заволжского лицея Анна Кондратьева.
Педагоги – удивительные люди
Конкурс «Педагог года» в Ивановской области прошёл уже в 28 раз. Он проводился по шести направлениям: «Педагог общего образования», «Педагог-психолог», «Педагог дошкольного образования», «Педагог дополнительного образования», «Молодой педагог» и «Педагог профессионального образования». В нём приняли участие 56 человек из всех муниципалитетов региона, в финал вышли всего 30, в их числе и преподаватель Заволжского лицея Анна Кондратьева.
«Идея моего участия в конкурсе принадлежала методисту отдела образования администрации Заволжского муниципального района Ольге Клюшкиной. Её поддержала заместитель директора лицея Елена Голубева. Если бы не её способности к убеждению, я вряд ли стала бы участвовать в конкурсе», - заметила Анна Сергеевна. И как оказалось, решилась на участие в профессиональном конкурсе она не зря. Достойно пройдя все испытания отборочных этапов, продемонстрировав педагогическую компетенцию, знания и умения, Анна Кондратьева стала финалистом конкурса в номинации «Педагог общего образования».
24 мая на торжественной церемонии, где собрались финалисты, их коллеги, руководители муниципальных органов образования, методических служб и образовательных учреждений региона, выступил первый заместитель председателя Ивановской областной Думы Анатолий Буров. Он отметил, что педагоги – удивительные люди, которых с благодарностью вспоминают многие поколения, ценят и уважают в обществе, что дорогого стоит. «Низкий вам поклон за то важное государственное дело, которое вы делаете», - сказал Анатолий Константинович. По его словам, конкурс «Педагог года» - волнительное событие не только для финалистов, но и для педагогических коллективов, руководителей школ, органов управления образованием.
Анну Кондратьеву на всём пути к финалу поддерживала Елена Альбертовна Голубева. «Она оказывала и методическую, и психологическую помощь, и радовалась моим успехам больше меня», - отметила Анна Сергеевна.
Путь к финалу
Конкурс проходил в два этапа.
Заочный этап проводился с целью оценки научно-методической подготовки участника конкурса и его умения обобщать свой опыт работы.
На конкурсном мероприятии «Интернет-ресурс» Анна Сергеевна представила работу с сайтом по подготовке к единому государственному экзамену по обществознанию.
Во время «Методического семинара» Анна Кондратьева обобщила работу с мультимедийными технологиями по теме «Формирование средствами мультимедийных технологий интеллектуальной, нравственной, творчески развитой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном мире».
По результатам заочного этапа было отобрано 10 человек, которых допустили к участию в очном этапе.
Здесь первым конкурсом стало «Педагогическое портфолио» - публичное представление личностных и профессиональных достижений педагога.
«Для меня это было самое сложное испытание, - призналась Анна Сергеевна. - Во-первых, было отведено мало времени на подготовку, потому что я не рассчитывала, что попаду в очный этап, поэтому не обдумывала представление заранее. Во-вторых, я впервые посмотрела на участников конкурса, из которых большинство - опытные педагоги со стажем работы более двадцати лет. В каждом выступлении присутствовал юношеский задор, нестандартная подача информации, которая удивляла зрителей и членов жюри. Одни представляли свою работу в виде доказательства теоремы, другие – в виде путешествия на велосипеде, третьи – в виде музыкальных нот».
Анна Кондратьева представила свою биографию как страницы исторического романа. Где-то серьёзно, где-то иронично она рассказала о своей деятельности. Представление сопровождалось видеороликом, который шёл синхронно тексту.
Вторым испытанием в очном этапе стало «Учебное занятие» на базе ивановской школы, где учителя давали открытые уроки. Они демонстрировали информационную грамотность, методическое мастерство и творчество, владение современными технологиями.
Анна Сергеевна провела открытый урок в 5 классе. «Тему урока я не выбирала, взяла ту, которая шла по программе: «Завоевание Римом Италии», - рассказала педагог. - Сложность была в том, что нужно было дать не просто урок, а показать технологии, которые я использую. В данном случае речь шла о технологии мультимедиа». Анна Кондратьева представила её на разных этапах урока: видеофрагмент стал отправной точкой для определения проблемы урока, на этапе закрепления использовались пликерсы, а рефлексия прошла через QR-коды.
Третьим конкурсным испытанием стало создание коллективного проекта, где участники, разделённые жеребьёвкой на три группы, разрабатывали образовательны проекты.
«Нас в группе было четверо. Мы разрабатывали проект квест-кафе, в котором можно проводить как реальные образовательные квесты, так и виртуальные, что позволяет вовлекать в работу не только школьников, но и всех желающих», - отметила Анна Сергеевна. Они представили страницу будущего сайта и пример образовательного квеста.
По итогам этих конкурсов была определена пятёрка финалистов. Показав эрудицию, высокий уровень культуры, артистизм, знания, методическое мастерство и умение конструктивного взаимодействия заволжский педагог попала в их число.
Упорядочила и систематизировала знания и умения
Второй тур очного этапа «Педагог-мастер» включал три испытания: «Методический мастер-класс», «Педагогическое эссе» и «Круглый стол образовательных политиков».
«Я не рассчитывала попасть в пятёрку финалистов, поэтому к следующему этапу пришлось готовиться в ускоренном темпе, - рассказала Анна Кондратьева. - Не скажу, что было много времени на подготовку к любому этапу, но здесь его катастрофически не хватало, ведь нужно было ещё и уроки в лицее вести, а не только к конкурсу готовиться».
Для подготовки к «Методическому мастер-классу» было всего три дня. Этот конкурс помог педагогу обобщить работу с мультимедийными технологиями. «Я упорядочила и систематизировала то, что умею, чем могу поделиться с коллегами, - объяснила Анна Сергеевна. - Интересно было посмотреть и на методические изюминки коллег».
В этот же день проходил и следующий конкурс «Педагогическое эссе». Его тема была посвящена перспективам развития образования в 21 веке. В нём участники конкурса раскрывали мотивы выбора учительской профессии, отражали собственные педагогические принципы и подходы к образованию, показывали видение современных проблем и возможных путей их решения.
Последний конкурс «Круглый стол образовательных политиков» проходил в виде беседы с руководителем департамента образования Ивановской области Ольги Антоновой. Здесь финалисты раскрывали потенциал лидерских качеств, демонстрировали понимание стратегических направлений развития образования и представляли собственное видение конструктивных решений существующих проблем.
По итогам трёх конкурсов был определён победитель номинации «Педагог общего образования». Им стал Иван Попов, учитель физики из Иванова.
Приобрела уверенность в себе и своих силах
Анна Кондратьева не стала победителем конкурса, но она вошла в пятёрку лучших педагогов общего образования региона, что, на мой взгляд, является показателем высокого уровня профессионального мастерства.
Сама Анна Сергеевна считает, что благодаря конкурсу она приобрела уверенность в себе и своих силах. Участие в нём позволило педагогу взглянуть другими глазами на свою работу, осознать, что она многое умеет, что заволжские учителя не уступают в квалификации и подготовке педагогам областного центра.
«Члены жюри задавали нам вопрос об участии в конкурсе «Педагог года» в следующие годы, и тогда все участники дружно ответили отрицательно, - поделилась Анна Кондратьева. – И тогда прозвучала уверенная ремарка, что мы всё переварим, осознаем и передумаем. Но в данный момент я не уверена, что смогу повторить этот марафон ещё раз».
Время покажет! Возможно такой сильный педагог, как Анна Кондратьева, действительно изменит своё решение и ещё раз достойно представит наш район в региональном конкурсе профессионального мастерства.
Плашка: Анна Кондратьева – преподаватель социально-гуманитарных дисциплин в Заволжском лицее, руководитель школьного методического объединения учителей и районного методического объединения учителей истории. Стаж работы - 18 лет.
В 2016 году она стала победителем в номинации «Педагог-новатор» районного конкурса «Педагог года», в 2017 году - победитель всероссийского конкурса «Просветитель», организованного издательством «Просвещение».
«Каждый конкурс, в котором принимает участие учитель, - это толчок к развитию», - отметила Елена Голубева.
По её словам, Анна Кондратьева уже имеет свой багаж опыта работы и смогла найти свой стиль преподавания.
Многие её ученики – активные участники различных олимпиад и конкурсов, а каждая их победа даёт уверенность в правильном применении методики, в том, что учитель на верном пути.
«Анна Сергеевна – инновационный педагог, - поделилась Елена Альбертовна. – Она занимается с детьми школьным телевидением, являясь его руководителем».
Елена Кондратьева
«Авангард», 2018