СТРОГАЯ, НО СПРАВЕДЛИВАЯ, ЗАБОТЛИВАЯ, ВНИМАТЕЛЬНАЯ

«О ком можно написать в газете?» - спросили мы на занятии в «Школе молодого лидера», ожидая, что ребята назовут своих родственников, друзей. В нескольких анкетах была названа учитель русского языка и литературы школы № 3 города Заволжска Светлана Николаевна Лебедева.

Путь к профессии

Училась Светлана Николаевна в той же школе, где и проработала основную часть жизни – в школе № 3.

После 8 класса хотела поступать на бухгалтера, но учитель математики Александра Николаевна Кондратьева сказала, что ей не нужно уходить из школы, нужно продолжить обучение.

В 9 – 10 классах Александра Николаевна стала классным руководителем нашей героини. «Она была строгой, но справедливой, воспитывала в нас самостоятельность, ответственность, - вспоминает Светлана Николаевна.  – Эти качества передались и мне».

Несмотря на скромный характер, наша героиня была всегда активная, даже  готовила школьников к поступлению в комсомол. «Это давалось мне непросто, я постоянно преодолевала свою внутреннюю застенчивость, скромность, сдержанность», - рассказала Светлана Лебедева.

В 10 классе она решила стать учителем, несмотря на то, что некоторые одноклассники отговаривали: «Куда ты собралась? Это же такая нервная работа!»

Из класса, где училась наша героиня, пять человек стали учителями. «Но я поступила в педагогический вуз не за компанию с одноклассницами,  -пояснила педагог. - Я выбрала филологический факультет, потому что мне всегда нравилась литературагде можно было высказать своё мнение, где-то и поспорить».

В 1986 году Светлана Лебедева поступила в Шуйский государственный университет, где все пять лет обучения была старостой группы.

При поддержке сильных учителей

В 1991 году, после окончания института, молодой специалист по распределению стала работать в школе № 4 города Заволжска учителем русского языка и литературы, где проходила педагогическую практику.

«Я была не намного старше учеников и очень переживала, бывало, что и руки дрожали, но постепенно с волнением справлялась, - вспоминает Светлана Лебедева. – В то время меня поддерживали и помогали мне учителя Нина Яковлевна Леньшина, Альбина Константиновна Галанкина».

Школа № 4 запомнилась Светлане Николаевне и целой серией интегрированных уроков по литературе и истории, которые она проводила вместе с учителем истории Еленой Борисовной Цветковой.

Выпустив через пять лет свой первый класс, Светлана Лебедева перешла работать в школу № 3.

Здесь на пути становления профессионального педагога нашей героине помогали учителя старой закалки София Васильевна Шестакова, Ирина Павловна Бойченко, Елена Владимировна Красоткина. «Я рада, что оказалась в окружении таких сильных, отзывчивых учителей», - отметила Светлана Николаевна.

28 лет находит подход к детям и родителям

Светлана Лебедева поделилась со мной секретами профессионального мастерства.

Профессия учителя ей нравится тем, что приходится всегда находиться среди детей, с которыми некогда скучать, с которыми забываешь о возрасте и ощущаешь себя молодой. 

«Сейчас дети другие - свободнее, они позволяют себе больше в общении с педагогами, - отметила Светлана Николаевна, - но формируются человеческие качества по-прежнему: как воспитывают в семье, так ребята себя и проявляют».

Светлана Лебедева считает, что для того, чтобы найти общий язык с современным ребёнком, нужно быть с ним на одной волне, вместе всё обсуждать, учитывать его мнение, но самое главное – не обманывать!

«Мои ученики сначала считали меня строгой, - рассказала учитель, - но постепенно они начинали понимать меня, и у нас наладились доверительные отношения».

Она всегда говорит своим детям: «Ребята, то, как вы проявите себя в школе, будет характеризовать вас и в дальнейшей жизни, потому что всё закладывается именно здесь. Нужно быть самими собой, честными и справедливыми!»

Чтобы найти общий язык с проблемными детьми, по мнению Светланы Николаевны, нужно, чтобы они чувствовали, что учитель хочет им помочь и поддерживает их, понимает их трудности, что учитель им друг, а не враг. С такими детьми нужно быть честной, искренней, чтобы они чувствовали справедливое к ним отношение.

«Я стараюсь найти подход ко всем детям: и двоечникам, и отличникам, и спокойным, и проблемными, а также нахожу подход и к родителям», - рассказала наша героиня.

Как заработать авторитет родителей? Не надо никогда заискивать перед ними, нужно показать, что ты готов помочь детям, что вместе с ними готов принимать участие в решении проблем, вопросов, показать, что ты -неравнодушный человек.

За время работы в школе наша героиня научилась понимать детей, видеть их положительные стороны, их проблемы. Главная проблема современных учеников, по её мнению, низкая учебная мотивация. Это одна из причин распространения такого явления, как репетиторство. Ученики к старшим классам начинают понимать, что нужно пополнить запас знаний, которые были упущены во время учёбы, заполнить пробелы по предметам, которые стали более узконаправленными. Многие школьники перестраховываются, хотят получить более высокий балл при сдаче экзаменов, чтобы поступить в престижный вуз. А некоторым ребятам просто нужны индивидуальные занятия для лучшего усвоения знаний. 

«Важно идти в ногу со временем»

Но в школе учатся не только ученики, школа учит и учителей.

«Работа в образовательном учреждении помогла постепенно погасить мою внутреннюю скованность, я смогла раскрепоститься, стать уверенной в себе, - рассказала Светлана Николаевна. - Я поняла, что нужно жить, нельзя останавливаться на достигнутом, важно идти в ногу со временем».

Учителям постоянно приходится развиваться, подстраиваться под новые образовательные стандарты, программы, методики.

Светлана Николаевна успешно справляется со всеми профессиональными задачами. За добросовестный труд она была награждена  грамотой районного отдела образования, благодарственным письмом главы Заволжского муниципального района, благодарностью регионального департамента образования и почётной грамотой управления образования Ивановской области.

Учитель и мама

«О каждом человеке складывается своё мнение, важно, чтобы и о педагоге говорили как о хорошем специалисте. Не хочется, конечно, зависеть от мнения окружающих, но именно оно показывает уровень профессионализма педагога, в работе которого важен результат: дети после школы смогли поступить в профессиональные учебные заведения и готовы к будущей жизни», - рассказала Светлана Лебедева.

Она считает себя строгим учителем, но умеющим признавать свои ошибки, это отмечают и её ученицы Дарья Заказнова и Елизавета Киселёва:

- Когда мы впервые познакомились со Светланой Николаевной, она показалась нам строгой, но внимательной, сейчас мы видим в ней и мягкость,  и отзывчивость, и справедливость, стремление всегда прийти на помощь. Она для нас как вторая мама!

Во время уроков Светлана Николаевна хорошо объясняет материал, но, если видит, что ученик не полностью усвоил урок, обязательно объяснит дополнительно, приведёт пример из жизненного опыта, а при принятии различных решений, которые касаются нашего класса, она всегда обсудит с нами важные моменты и прислушается к нашим желаниям и мнению. Классный руководитель регулярно водит нас на различные мероприятия, где мы получаем новые знания, из которых извлекаем нужный урок.

Светлана Лебедева выпустила уже четыре класса учеников – один из школы № 4 и три из школы № 3. О своём учителе рассказали ученики 11б класса 2003 года - первого выпуска из школы № 3:

- Будучи учениками начального звена, мы очень переживали, кто будет нашим классным руководителем в 5 классе. Но Лариса Павловна Гаганова, наша первая учительница,  нас успокоила, сказав, что дальше вашей второй мамой будет её бывшая ученица и мы найдём общий язык. Так и получилось! Светлана Николаевна оказалась очень интересной, творческой, всегда нас сподвигала на участие во всех школьных конкурсах, готовилась вместе с нами. В течение семи лет наш класс активно участвовал во всех школьных конкурсах. Мало того, мы продолжали инсценировать сказки, петь песни и танцевать на уроках литературы, народоведения и огоньках. Всегда очень интересно проходили и её  уроки по русскому языку. Благодаря этому наш класс был очень дружным и сплочённым. Мы до сих все общаемся и каждый раз собираемся на встречах выпускников.

Дорогая Светлана Николаевна, спасибо Вам за уроки и знания, которые помогли нам войти  во взрослую жизнь, за помощь и заботу, внимание и наставления. Вы замечательный педагог! Желаем Вам счастья, крепкого здоровья, благополучия, хорошего настроения, успехов в работе, умных,послушных учеников и терпения с ними, всего самого-самого наилучшего!

Свои учительские качества - командный голос - Светлана Лебедева проявляет и дома, но вовремя старается остановить себя, ведь здесь не просто её ученик, а любимый сын Сергей, которым она гордится. Он радует маму своими успехами: хорошо учится в школе, с отличием окончил Заволжскую детскую школу искусств имени Воскресенских по классу баяна, растёт умным, грамотным, старательным, заботливым мальчиком. А Сергей хочет стать похожим на свою маму:

- Я хочу вырасти таким же честным, прямолинейным, умеющим любить и уважать людей.

В школе мама строгая, требовательная, а дома - мягкая, добрая. Она всегда заботится обо мне, поддерживает в любых ситуациях. Когда я болею, лежу с температурой, мама всю ночь не спит – сидит рядом со мной! Я чувствую её любовь и заботу и стараюсь отвечать тем же.

Я очень её люблю и буду любить всегда, она самая лучшая мама на свете!

Елена Кондратьева

«Авангард», 2019