ЗАВОЛЖЕЦ ЗНАЕТ, КАК СДЕЛАТЬ ИЗ ПНЯ СТОЛ, А ИЗ ДОСКИ АВТОМАТ
Работа с деревом – вид деятельности, известный человечеству с древнейших времён. До наших дней он сохранился в практически первозданном виде. Изменился инструментарий мастера, но качество изделия, его внешний вид, прочность по-прежнему зависят от усердия и таланта автора. Деревянные светильники, резные полки, деревянные оправы для часов и зеркал, панно привносят в интерьер уют и покой, потому что хранят очарование природы и тепло человеческих рук.
Детское увлечение стало делом всей жизни
Как становятся мастерами? Конечно же, оттачивают навык, набивают руку, пробуют разные техники, но не только. Для мастера также важно умение видеть красоту даже в природных несовершенствах. Настоящий профессионал разглядит в неприметной, на первый взгляд, коряге будущий торшер, в устрашающем на вид пне – изящный журнальный столик, а в деревянной доске – автомат Томпсона… Но обо всём по порядку.
Алексей Мошков не нуждается в представлении. О нём знают те заволжцы, кому когда-либо была нужна профессиональная помощь столяра. Вообще Алексею подвластны любые манипуляции с деревом, но основным видом деятельности он выбрал изготовление деревянных моделей оружия. Пистолет-пулемёт Шпагина, автомат Томпсона, пистолет-пулемёт Судаева, Свт-40 (самозарядная винтовка Токарева) – деревянные модели, оснащённые металлической фурнитурой,
Начиналось всё стандартно: как любой советский ребёнок, в школьном возрасте Алексей посещал кружок юных техников, там в своё время преподавал его дядя Игорь Мошков. В кружке Алексей освоил работу на токарном станке. Руку набивал на декоративных вазах из дерева. Признаётся, что, прежде чем начало получаться что-то стоящее, перепортил немало заготовок.
После несчётного количества вазочек Алексей перешёл к резьбе по дереву. Ей обучался по книгам, но признаётся, что на начальном этапе ему не хватало наглядности «Лучше всего учиться у мастеров, которые направят и подскажут», - отмечает он.
Из детского увлечения работа с деревом прочно вошла в профессиональную жизнь. Алексей занимался деревообработкой, когда работал на химическом заводе и когда трудился в частных организациях.
В работе с деревом заволжец всегда пробовал что-то новое. Одним из самых удачных экспериментов стала корнепластика – изготовление скульптур, мебели, предметов интерьера из корней деревьев, сучьев, веток, древесных наростов. Такие предметы получаются особенно интересными, ведь приданием им особенной, затейливой формы занимается сама природа, поэтому и изделия получаются неповторимые, единичные, исключительные… В технике корнепластики Алексей сделал несколько светильников, журнальный стол. «Моя задача - найти что-то интересное по форме в природе, моей работы тут минимум», - отмечает он и, конечно, скромничает, потому что в дальнейшем разговоре признаётся, что обработать дерево порой так же сложно, как кость или камень.
Самым удобным материалом для работы Алексей считает берёзу из-за средней мягкости древесины и доступности. По этим же параметрам подходит и липа, хотя работает мастер и с другими породами, так что природного материала в избытке. Методом проб и ошибок он выяснил, что ольха со временем становится рыхлой, яблоня хоть и подходит для работы, но в обработке твёрдая и капризная. Правда, из одной яблони, найденной в овраге, Алексей сделал заготовку для светильника.
После сложной в обработке древесины приходится точить инструменты, а это, по собственному признанию, Алексей делать так и не научился.
От ваз к автоматам
Параллельно с корнепластикой Алексей Мошков совершенствовался и в моделировании из дерева. Впервые подсмотрел, как изготавливает деревянные пистолеты бывший коллега Сергей Соколов, с которым работали в литейном цехе Заволжского химического завода. «Он хорошо умел эти пистолеты делать. Изготавливал сложные модели с подвижными частями», - вспоминает мастер.
Оружейная серия Алексея Мошкова также началась с пистолетов. Заготовок для пистолетов он наделал множество, но все их сжёг, потому что понял ошибку - модель надо делать из деталей, а не монолитную. Так получается лучше: не попадаются сучки, расход древесины более экономичный, легче крепить железные элементы.
Первая модель оружия, которую Алексей сделал, была копией детского автомата похожего на пистолет-пулемёт Шпагина. «Сейчас ППШ могу за день сделать, если ни на что больше не отвлекаться. Его я делаю уже практически по памяти. Модель с большим количеством деталей делаю дольше», - рассказал Алексей.
Сначала изображение модели Алексей распечатывает в натуральную величину на принтере, потом – переносит рисунок на дерево. «Найти размеры - большая проблема. Если с длиной изделия проще, то ширину не всегда получается вычислить точно. При работе каждую минуту открываю изображение детали на смартфоне - сверяюсь», - описывает процесс мастер. Самый монотонный этап работы – шлифовка, её в работе Алексея очень много.
Мелкую железную фурнитуру – курки, мушки, скобки – делают другие мастера, так модель получается более прочной. Можно выполнить модель целиком из дерева, но, по словам мастера, такое «оружие» будет менее надёжным: всегда существует опасность, что деревянный прицел или курок отломятся. Покраской моделей занимается Михаил Горшков. Так что на определённом этапе работа над изделием производится совместная. Благодаря искусной работе Михаила модели принимают завершённый вид. Именно от его работы зависит конечный вид изделия. Деревянное оружие сделано и покрашено настолько добротно и натурально, что его нередко путают с настоящим!
Из отходов фанеры, остающихся после изготовления деревянных моделей, Алексей делает подарочные ящики, так что производство практически безотходное!
Макеты, изготовленные Алексеем Мошковым, уже разлетелись по стране в качестве подарков, сувениров, некоторые же используются для создания исторического антуража в фильмах и телепередачах или для исторических реконструкций.
Свои изделия Алексей знает до мельчайших подробностей. От профессионального взгляда не скроется ни один недочёт, но на просьбу назвать лучшую свою работу отвечает сдержанно: «Для меня нет ни одной эталонной работы, но недостатки, кроме меня, никто и не видит. Лучшая работа? Впереди, наверное. Может, доделаю ту корягу с дуплом, которую 10 лет назад нашёл. Торшер из неё получится, но пока ждёт своего часа. Есть желание что-то сделать для души, но пока не хватает времени».
Сотрудничество со школами
К сожалению, передать накопленный опыт и знания о работе с деревом в Заволжском районе, по сути, некому: современная молодёжь мало интересуется таким трудом. Кружки и дома ремёсел остались в советском прошлом, а на создание в Заволжске какого-либо центра детского творчества надежды никакой. И всё же Алексей Мошков сотрудничает с Заволжской воскресной школой и Жажлевской школой. Для них он делает деревянные заготовки, которые ученики впоследствии расписывают красками или оформляют в технике декупаж.
Тамара Присада, руководитель воскресной школы при храме преподобного Сергия Радонежского, рассказала «Авангарду» о работе с Алексеем:
- Ученики Жажлевской школы и ученики воскресной школы при храме преподобного Сергия Радонежского вместе с преподавателями от всей души благодарят Алексея Мошкова за помощь в организации занятий по рукоделию!
Алексей - очень творческий человек, любит детей и своё отечество. До карантина он занимался с детьми в воскресной школе при храме преподобного Сергия Радонежского. Приезжал раз в неделю и обучал детей
резьбе по дереву. Для занятий в сёлах Жажлево и Долматовский он делал заготовки из дерева. Алексей - талантливый и умелый мастер. Самая обыкновенная коряга в его руках превращается в чудо, которое радует глаз. У него золотые руки, которые сделали уже сотни прекрасных работ.
Дирекция воскресной школы выражает огромную благодарность за помощь в организации занятий с детьми! Дети с радостью и увлечением работают с его заготовками в технике декупаж.
Очень много сделано Алексеем для открытия музея чайников в трапезной при храме Божией Матери Нечаянная Радость. Для музея Алексей изготовил часы-чайник, салфетницы и доски, которые ребята оформили в технике декупаж.
На фото – светильник в виде совы, изготовленный из дерева
Анастасия Метлина
«Авангард», 2021