«ЖАЖДА СОЗИДАНИЯ – ЭТО И ЕСТЬ, НАВЕРНОЕ, ТВОРЧЕСТВО!»

 

Для человека, который умеет замечать важное, созерцать прекрасное, раньше не было возможности передать своё видение не иначе чем через использование кистей или красок. Но технический прогресс внёс в нашу жизнь фотоаппараты, с помощью которых немало памятных и прекрасных моментов фотографы - любители и профессионалы - уже успели запечатлеть на плёнку. Такое увлечение стало частью жизни и нашего сегодняшнего героя Н.Б. Карелова.

Николай Борисович увлёкся фотографией на втором курсе института в 1974 году, когда купил  фотоаппарат «Зоркий». «Учился я в Москве, был в гуще событий, - вспоминает Н.Б. Карелов. - Природу снимал на цветные слайды. Всё остальное - на чёрно-белую плёнку».  

В институт, в котором учился наш герой, приезжало много интересных гостей: политиков, учёных, артистов, спортсменов, космонавтов. Фотографировал я Леонида Утёсова - с него всё и началось, - признался Николай Борисович. – Потом Владимира Высоцкого, Булата Окуджаву, Тамару Синявскую, Никиту Богословского, Константина Симонова, Тихона Хренникова, Леонида Филатова, Семёна Фараду, Ирину Роднину, Владислава Третьяка и многих других». Но чаще всего Н.Б. Карелов снимал своих однокашников-студентов, ивановских друзей-приятелей.

«Доучиться очно мне не дали, отозвали досрочно в связи с избранием первым секретарём Фрунзенского райкома комсомола города Иванова, - рассказал Николай Борисович. - Там уже было не до фотоаппарата...»

В 80-е годы Н.Б. Карелов вновь возобновил своё увлечение, но уже на бытовом, семейном уровне.

Из фотоальбома "Мои цветы"«В 1992 году мы перебрались  жить в село Долматовский, - продолжил Николай Борисович. - Жена устроилась работать директором в сельский Дом культуры, я на общественных началах вёл детский фотокружок. Но летом 1993 года случилась беда - до тла сгорел наш дом и всё имущество, в том числе и большинство фотоплёнок, фотографий, вся аппаратура».

 

В конце 90-х семья Кареловых приобрела видеокамеру, и наш герой стал снимать семейную хронику, жизнь села, клубные мероприятия.

«Лет 5 - 6 назад  я купил новую цифровую видеокамеру. И кроме фильмов, стал ею ещё и фотографировать, - признался Николай Борисович. - А два года назад приобрёл новый фотоаппарат».

Больше всего Н.Б. Карелов любит фотографировать первозданную красоту заволжской природы. «Впервые  на берега Меры я попал весной 1971 года, - рассказал Николай Борисович. – Из-за поломки автобуса мы с другом опоздали на пароход до Долматовского. Сумели доплыть до Заречного, оттуда с рабочими вечерней смены на «галоше» нас переправили до села Никола-Мера». Усталые, промокшие от дождя, голодные, приятели взбирались в крутую гору к разрушенной церкви, проклиная бездорожье. «К этому моменту тучи расступились, - вспомнил Николай Борисович. - Солнце заходило за горизонт, и взору открылись безбрежные волжские просторы с высоты птичьего полёта! Позабыв все невзгоды и трудности суетного дня, мы застыли в неописуемом восхищении и долго любовались открывшейся картиной величия родной природы!» Уже позже наш герой понял, что  именно тогда у него и появилось желание перебраться жить в эти сказочные края. «Поэтому и неудивительно, что это село, место слияния Меры с Волгой, до сих пор является любимейшим местом моих фотосессий», - признался Н.Б. Карелов.

«В наших краях обосновалась целая «артель» художников-дачников,  - продолжил свой рассказ ценитель русской природы. - Общаясь с ними, постигая"Дорога к дому..." азы живописи, я стал не только влюблённо, но и осмысленно, можно, наверное, сказать - профессионально, взирать на родные красоты, искать наилучший ракурс, выстраивать композицию и подбирать цветовую гамму».

 

По-настоящему заняться фотографией Николаю Борисовичу захотелось после знакомства с В.Е.  Гиппенрейтером,  известным российским фотографом-пейзажистом.

Стоит Н.Б. Карелову увидеть намечающийся красивый закат, он бросает все дела, хватает аппарат в руки и бежит на Меру или в просторное поле. «Родные, соседи иногда даже посмеиваются, - признался Николай Борисович. - Но я не обижаюсь, ведь встреча с прекрасным явлением природы, искусства - это сугубо индивидуальное эмоциональное чувство, заряжающее человека энергией, страстью, потребностью самореализации, стремлением найти в окружающем мире что-то истинное, недосказанное и желанием поделиться этим своим «открытием» с другими людьми, помочь им заметить красоту, смысл, значение увиденного, понятого, созданного тобой. Это и есть, наверное, творчество - жажда созидания!   И неважно,  сколь велико твоё творение, ведь ты испытываешь радость первооткрывателя!»

«Слышите за рекой шум? Это бледнолицые на своих железных конях!» - из альбома «Дети»«Красота имеет не просто яркую, броскую внешнюю фактуру, главное в ней -внутреннее содержание, тайный недосказанный  смысл. А понять это можно только пропустив прекрасное через душу и сердце ищущего ответ на жизненные вопросы неравнодушного человека», - пояснил Н. Б. Карелов.

 

Любимые темы Николая Борисовича отражены в его фотоальбомах  «Закаты», «Дорога к дому», «Таинство света», «Путешествия по Мере», «Дети». Также у нашего героя есть циклы фотографий сёл и деревень, находящихся в междуречье Меры и Волги, а также «Река Мера от истоков до устья», «Рыбак рыбака», «Колодцы, родники нашего посёлка и окрестных деревень», «Малая родина», «Весенние заботы».

 

Елена Кондратьева

"Авангард" от декабря 2016 года