РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ – НЕ ТОЛЬКО МОЁ ХОББИ, НО И МОЯ РАБОТА!

 

В последнее время всё более популярным становится такой вид творчества, как резьба по дереву. Сегодня я хочу рассказать об умельце, который уже много лет занимается «резным делом», жителе Заволжска А.Ю. Прокофьеве.

«Резьба по дереву - это не только моё хобби, но и моя работа», - рассказал Александр Ювенальевич.

«Рисовать меня обучал Анатолий Михайлович Воскресенский в Доме пионеров, когда я учился в школе, - вспоминает А.Ю. Прокофьев. -  А резьбойНапольный киот в Ярославском храме Похвалы Богородицы занялся позднее: читал о ней книги, а также литературу по архитектуре, начиная от классики до ампира и церковной резьбы». Когда Александр Ювенальевич попробовал выполнить объёмную резьбу - заинтересовался ею на всю жизнь. Первыми работами умельца стали набор разделочных ложек и досок и рамка для зеркала, которые он вырезал для своих любимых женщин. «У меня практически всегда всё получалось с первого раза, - признался мастер. - Рамку для зеркала вырезал около двух недель: она большая и почти вся в розах».

 

Резной портал в стиле ампирПосле школы А.Ю. Прокофьев окончил профессиональное техническое училище № 21 по специальности электросварщик. Работал на заводе железобетонных изделий по професии. Служил в военной пожарной части № 5. Затем трудился на Заволжском химическом заводе, в лесхозе, на морском рыболовном флоте в объединении «Атлантика» города Севастополя.

 

«Когда я работал в Заволжском лесхозе, приходилось вырезать для детских садов горки, качели, змейки,Икона «Господь Вседержитель», вырезанная А.Ю. Прокофьевым лесенки»,  - рассказал Александр Ювенальевич. «Мне было где-то лет 30, когда мои работы увидели предприниматели из Москвы, - вспоминает мастер. - Они меня и связали со столицей. Так началась моя деятельность в православных храмах: в Москве, Ярославле, Кинешме, Заволжске». Он вырезал киоты, иконостасы, иконы, выполнял индивидуальные заказы.

 

Напольный киот в Ярославском храме Похвалы БогородицыПоследние годы А.Ю. Прокофьев трудился в Кинешемской церкви прихода святого Александра Невского.    

 

Для работы Александр Ювенальевич использует специальные инструменты, некоторые из них смастерил сам: полукруглые и плоские стамески, клюкарзы.  

Украшая свои изделия, одни орнаменты умелец придумывал сам, другие создавал с учётом определённых архитектурных стилей. «Это моя профессия, поэтому в храмах приходилось оформлять всё, не отходя от канонов: или в стиле раннего классицизма, барокко или в византийской резьбе,  как утвердят курирующий  архитектор и общество охраны памятников архитектуры», - рассказал А.Ю. Прокофьев.

Самой большой, трудоёмкой стала работа над иконостасом в храме Вознесения Господня в Москве. «Его мы делали вдвоём, - поделился мастер. - Трудились полтора года».

В Заволжском, Московском и Ярославском храмах умелец работал вместе с С.В. Бочковым.

Последняя работа, выполненная Александром Ювенальевичем, - резной портал в стиле ампир над входной дверью в виде панно для знакомых из Москвы.  А дома у мастера – две выполненные им православные резные иконы.

 

 

 

 

Сень на раку с мощами Фёдора Чёрмного князя Ярославского, жившего в XIII веке. «Мощи находились в Кафедральном Феодоровском соборе в Ярославле, но я там был 3 года назад, сейчас их перенесли в Успенский новый собор, построенный на тысячелетие Ярославля», - рассказал А.Ю. Прокофьев

 

 

 

 

 

 

Фотографии предоставлены А.Ю. Прокофьевым

Елена Кондратьева

"Авангард" от марта 2017 года