ВООДУШЕВЛЯЛ СТОЙКОСТЬЮ И БЕССТРАШИЕМ                                                                                                

 Алексей Александрович Огуз родился в 1915 году в городе Великие Луки в семье служащего, мать была учительницей. С 1925 года семья жила в Ленинграде, здесь Алексей Александрович закончил техникум путей сообщения и работал на предприятиях по электрооборудованию. В 1937 году после вступления в брак с Е.С. Сатинской, учительницей начальных классов, семья Огуза переехала в Ивановскую область, где муж и жена работали в сельской неполной средней школе. Алексей Александрович трудился завучем и учителем математики, потом директором Батмановской школы Кинешемского  района.

С 1937 по 1947 год А.А. Огуз служил в Советской Армии. Окончил школу младших лейтенантов и нес службу в батальоне механизации железнодорожных работ командиром отделения сначала в Киевском особом округе, затем - в Дальневосточном. С августа 1941 года и до конца войны служил в действующей армии в должности командира линейно-подрывного взвода. Принимал участие в боях в составе фронтов на Украине, в Белоруссии, Венгрии, Югославии. Был дважды ранен.

Первый бой младшего сержанта А.А. Огуза, командира отделения 2-го отдельного  батальона механизации железнодорожных работ 5-й отдельной железнодорожной бригады, был на рассвете первого дня войны. Первая награда  - знак «Почетному  железнодорожнику» была вручена ему за отличное выполнение задания по заграждению  станции Белгород. 

Алексей Александрович награжден медалью «За  отвагу». В наградном листе, подписанном генерал-лейтенантом Голиковым 17 сентября 1942 года отмечено: «Выполняя боевую задачу по минированию, охране и обороне мостов через реки  Инютинка и Воронеж, особую отвагу, мужество и геройство проявил старший  минер минно-подрывной команды 2 мехбата младший сержант Огуз Алексей Александрович.

6 и 7 июля лично отражал нападение просочившихся к мостам фашистско-немецких  автоматчиков.

13 июля во время сильного обстрела противником мостов артиллерийским  и  минометным огнем и при обстреле с воздуха были зажжены заряды на мостах, и встала  угроза взрыва мостов. Младший сержант Огуз, рискуя жизнью, бросился к горящим  зарядам, добираясь к ним по элементам моста, и сбросил несколько горящих зарядов в воду, этим самым он спас мост от взрыва и обеспечил движение наших войск через мост.

Покончив с горящими зарядами, Огуз вместе с другими  минерами бросился тушить горящий настил моста, где уже загоралась остановившаяся автомашина со снарядами. Настил был  потушен, и  машина со снарядами была также потушена и выведена на берег.

За все время, в течение более трех недель, пребывая на мосту, Огуз своим личным  примером, стойкостью и бесстрашием воодушевлял своих подчиненных.

В прошлом 1941 году при выполнении батальоном боевой задачи по заграждению  узла Белгород Огуз также был старшим минером и на отлично выполнил задачи по минированию, за что награжден Наркомом часами и значком «Почетному железнодорожнику».

За отвагу, мужество и геройство, проявленные на минированном мосту, за  спасение моста от взрыва и за вывод и тушение горящей машины со снарядами считаю  достойным товарища Огуза наградить медалью «За  отвагу».

27.07.1942 года, будучи ранен, оставался в строю и руководил своими подчиненными».

В 1943-1944 годах старший сержант Алексей Александрович  Огуз участвовал   в освобождении Украины в должности начальника электростанции АЭС-3,  2-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ 5-й железнодорожной бригады ЖДВ 1-го Белорусского  фронта. В наградном листе отмечено: «За период  Отечественной  войны  тов. Огуз показал себя исключительно смелым, преданным Социалистической Родине  сержантом.

Отлично изучив сам минно-подрывное дело, Огуз подготовил 20 человек  пиротехников, образцово выполнял задания командования по заграждению отдельных  участков железной дороги, обезвреживанию авиабомб замедленного действия и взрывателей.

Тов. Огуз умело выполнил задание командования по пропуску весенних вод на  участке Белорусской железной дороги.

В июле 1944 года тов. Огуз с командой подготовленных им минеров на участке  Ковельской железной дороги снял 503 мины, личным примером умелого бесстрашия  воодушевляя бойцов.

За образцовое выполнение ответственных заданий командования на фронте  борьбы с немецкими захватчиками, проявленное при этом мужество и самоотверженность  тов. Огуз Алексей Александрович достоин награждения орденом «Отечественной  войны  2-й степени».

После демобилизации с марта 1947 года А.А. Огуз работал завучем и учителем математики в Зименковской сельской школе Ивановской области, с 1949 года – в семилетней школе № 8 города Заволжска, а с 1951 года – завучем и учителем математики и астрономии в средней школе № 1. По совместительству Алексей Александрович давал уроки в школе рабочей молодежи в вечернем техникуме.

В 1951 году он с отличием закончил заочное отделение Ивановского государственного пединститута. Член КПСС с 1959 года. В семье А.А. Огуза родились три дочери, старшая тоже  стала педагогом.

В 1962 году Алексей Александрович Огуз умер. Добрую память о нем хранят его   ученики, для  которых он был настоящим наставником, требовательным и заботливым.

 

В 1970 году, в канун Дня Победы, 7 мая в газете «Авангард» была опубликована статья С. Маркова «Сквозь вихри огневые». Она была написана по воспоминаниям сослуживцев А.А. Огуза. Считаем необходимым познакомить читателей с ней.     

«Грозным был этот рассвет. Рассвет первого дня войны. Начались  жестокие  бои  с  гитлеровцами. Прикрывая подразделение, которое вело заградительные работы, отважно  сражались с врагом воины во главе с сержантом Алексеем  Огузом.

Гитлеровцам удалось окружить смельчаков.  Но тут во весь рост поднялся сержант Огуз. С винтовкой наперевес бросился он вперед. За командиром устремились и другие.  Дружной была штыковая атака солдат-железнодорожников. Они разорвали кольцо гитлеровцев, прорвались к густому лесу. Враги начали преследовать солдат, но те с опушки леса встретили их губительным пулеметным огнем. Оторвавшись от преследователей, воины во главе с сержантом Огузом начали свой нелегкий путь на  восток.

Многие десятки километров прошли они. Не раз вступали в бой, нанося чувствительные потери. Достигнув линии фронта, смелым ударом прорвались сквозь   позиции гитлеровцев.

Через несколько дней сержант Огуз во главе отряда воинов-железнодорожников  прибыл в расположение нашей части, рапортовал о действиях своей группы в тылу врага.

Нужно ли говорить, с какой радостью встретили сослуживцы Алексея Огуза и его     товарищей, которых считали погибшими.

И снова дни фронтовой страды, наполненные ратным трудом воинов-железнодорожников. А когда наступал короткий перерыв, многие обращались с просьбой к А.Огузу рассказать о писателях, о литературе, ведь до призыва в армию Алексей Александрович был преподавателем, директором  школы. И вот уже Огуз, задумчиво  глядя вперед, говорит о поэзии М.Ю. Лермонтова, о его замечательных стихах.

Сколько таких бесед было - не  перечесть. О многом поведал в них сослуживцам   сержант А.Огуз.  Но, о чем бы ни рассказывал, он всегда напоминал воинам об их  патриотическом долге. Сам мужественно, не щадя сил, самой жизни сражаться с немецко-фашистскими  захватчиками.

…1941 год. Десятки гитлеровских самолетов налетели на прифронтовую станцию.  От сброшенных «фонарей» было светло как днем. Одна за другой рвались бомбы на  путях. Вспыхнул, загорелся состав с горючим. А рядом вагоны с боеприпасами, с военной  техникой. Ближе от места пожара находился сержант Огуз со своим взводом. С возгласом  «За  мной!» Алексей бросился к горящей цистерне. На ходу сбросил с плеча плащ-палатку  и ею закрыл горловину цистерны, в которой вот-вот воспламенилось бы горючее. Осыпаемый искрами, бесстрашно стоял сержант наверху цистерны. Вокруг рвались бомбы, звенели о металл осколки, но Огуз не ушел от  цистерны до тех пор, пока ее не   отцепили и не откатили в дальний угол станицы.

Равняясь на мужественного воина, также действовали и другие солдаты. Начавшийся было пожар, был быстро потушен. Затем сержант Огуз и его подчиненные  включились в работу по восстановлению стальных путей. И, хотя бомбежка разрушила  большой участок пути, к утру стальные нити были восстановлены, и к фронту проследовали  эшелоны.

1942 год. Вражеские танки внезапно прорвались к городу Воронежу. Небольшой  группе воинов-железнодорожников, в  нее входил и Алексей Огуз, было приказано заминировать мост и оборонять его. Мост приказали не взрывать до тех пор, пока не  будет угрозы его захвата врагом.

Каждый воин хорошо понимал смысл приказа. Ведь мост имел большое значение  для наших войск, резервов, которые были на подходе.

Заминировав мост, воины отрыли перед ним траншею. В ожесточенных схватках  они отразили все атаки врага.

Поняв тщетность попыток прорваться по насыпи, гитлеровцы решили уничтожить  защитников моста артиллерийским огнем. Один за другим рвались снаряды. И тут случилось непредвиденное. Загорелся один из зарядов, которыми минирован мост.  Ежеминутно мог произойти взрыв.

И тогда из окопа выпрыгнул А. Огуз. Он кинулся к заряду. Не обращая внимания  на град осколков, Алексей бежал к заряду. Он не думал о себе - главное было успеть, не  дать произойти взрыву.  И Алексей успел за несколько секунд до взрыва. Огуз сорвал заряд и швырнул в реку. Мост был спасен.

Осколками мины Алексей Огуз был ранен в ногу и лицо. Но и тогда он не ушел с  переднего края, продолжал сражаться против врага.

Еще двое суток отбивали мужественные воины-железнодорожники атаки гитлеровцев. А потом подошли наши резервы. По спасенному мосту на запад прошли  танковые колонны, артиллерия.

Сейчас у этого места стоит памятник его защитникам, героям Великой Отечественной войны, которым отмечен и бессмертный подвиг Алексея  Огуза.

В.К. Разживин

"Авангард" от 20 марта 2015 года