В НЕБЕ - ЛЁТЧИК БЕЛЯКОВ                                                                                                  

Легкий серебристый ПО-2, сделав короткий разбег, быстро начал набирать высоту. Круг над аэродромом, и самолет ложится на боевой курс. В воздухе – летчик 716-го  бомбардировочного авиационного полка старшина Беляков.

Он стал военным пилотом в грозном  1942-м. А до этого успешно закончил  курс подготовки в Кинешемском аэроклубе, успел повоевать в составе радиотехнического подразделения, где осуществлял связь с ВВС фронта. И, возможно, так бы служил Григорий Беляков на своей видавшей виды спецмашине ГАЗ-3А, оборудованной мощной радиостанцией, если бы не приказ Верховного Главнокомандующего, после которого его, как имеющего летные навыки, направили на учебу в отряд пилотов.
Ускоренный курс обучения, пройдены все плановые занятия, отработано положенное количество часов в воздухе, и вот он – полноправный летчик боевого полка.
Их подразделение дислоцировалось в Карелии. Отсюда делали они лихие «набеги» на вражеские тылы, бомбили передний край противника, осуществляли разведку, фотосъемку.
…Темной летной ночью 1944-го года полк поднялся в воздух. Поставлена задача – помешать гитлеровцам провести перегруппировку своих сил. Методично, день за днем, краснозвездные ПО-2 обрабатывали передние линии неприятеля, уничтожали большое количество техники, складов, коммуникационных соединений, живой силы одного из армейских корпусов вермахта. Чуть позже летчик Беляков уже в звании младшего лейтенанта за эти бои был удостоен ордена Славы IIIстепени.
Враг отступал. Горела земля под ногами фашистских оккупантов. 716-й полк громил германские войска на территории Финляндии. И вот тут-то Беляков попал в большую переделку. Вылетев на задание вместе со штурманом эскадрильи старшим лейтенантом Трощенко, он довольно быстро нашел цель – крупный топливный склад – успешно отбомбился и повернул назад, в район расположения части. Машина шла хорошо, до нашего края оставалось, как говорится, рукой подать. И вдруг штурман заметил вражеский железнодорожный состав. Беляков, сделав разворот, повел самолет на сближение с целью. 300 метров…200..100 – можно начинать атаку. Заработали пушки. Но реактивные снаряды состав не достали. По экипажу начали бить тяжелые немецкие пулеметы.
Только чудом самолет вышел из огненного кольца.
 Да, в воздухе случалось всякое. Вот суровая статистика тех дней:  «пешка» (так называли самолет ПЕ-2) делала в среднем немногим более десяти вылетов. И все. Григорий Беляков, правда, на ПО-2 совершил свыше 20 боевых вылетов.
Его ратный путь отмечен орденом Славы IIIстепени, медалью «За оборону Заполярья», а также орденом Отечественной войны.

 

Травинский Н.

Авангард 1986. №22.