ПРЕПОДОБНЫЙ ТИХОН И ЕГО СВЯТОЙ КЛЮЧИК В ОКРЕСТНОСТЯХ ДЕРЕВНИ ВЕРШИНИНО

 

Стало традицией ежегодно 29 июня в день светлой памяти Божьего угодника чудотворца Тихона Луховского проводить молебен на ключике, освящённом им более пятисот лет тому назад. Об истории вершининского ключика и о преподобном Тихоне рассказывает краевед С.П. Волкова:

До нас дошли очень скудные сведения о его жизненном пути. Неизвестны дата рождения, кто были его родители, их имена и фамилия. Можно только догадываться, что вырос наш знаменитый земляк в семье верующих людей, строго соблюдавших каноны православия. Родители воспитали сына в духе высокой христианской морали, сумели заложить в его душу трепетное отношение к вере во Христа. Они дали Тимофею (имя преподобного в миру) приличное по тем временам образование, поскольку сами были культурными и духовно зрелыми. Юношей Тимофей покидает отчий дом, уезжает в Вильно на военную службу.

Здесь он физически возмужал, нравственно окреп. Своим умом и смекалкой  Тимофей выделялся среди других воинов, отличался особым прилежанием и образованностью. Об этом свидетельствуют переписанные им священные книги. Кроме того, развивал свой природный художественный дар графика и резчика по дереву. Переписанные тексты книг украшал искусно выведенными сложными орнаментами, а умение резчика использовал при изготовлении моделей церквей из дерева, церковной утвари и предметов домашнего обихода.

Главное же его жизненное качество заключалось в том, что он всегда оставался убеждённым сторонником православной веры.

В Вильно произошло знакомство Тимофея с князем Фёдором Ивановичем Бельским. Их связывала непоколебимая и единая вера. Оба они были подданными Великого княжества Литовского, вступившего в союз с католической Польшей. Литовское княжество при поддержке Польши вело захватнические войны, расширяя свои границы в восточном и южном направлениях, вышло даже к берегам Чёрного моря. В состав Литовского княжества вошли огромные территории со славянскими городами Смоленск, Минск, Киев, Брянск. От новой восточной границы Литовского княжества рукой подать до Москвы. Это было в 1462 году.

В завоёванных землях восточных славян настойчиво насаждался католицизм, несмотря на то, что эти народы ещё при киевском князе Владимире приняли православное крещение.

Жестокий напор польских католиков не сломил волю православных славян. Для спасения своих душ они вынуждены были оставить родные места и кто как мог перебирались в православную Москву. Многих перебежчиков ловили и казнили. Князю же Бельскому и его сподвижнику Тимофею повезло: они благополучно добрались до Москвы, где их встретили радушно. Шёл 1482 год. Великий московский князь Иван IIIоставляет Ф.И. Бельского при дворе и дарит ему вотчины, в том числе и в пределах Костромского края. В Кинешме он получил слободу при впадении реки Казоха в Волгу, после этого слобода стала называться Беловской.

Соратник князя Тимофей избрал другой путь. Вначале он побывал на службах в московских церквах и монастырях. Великолепие убранства православных храмов, торжественность служб, глубокий нравственный смысл проповедей, гармония песнопений клиросного хора пробуждают в душах молящихся самые сокровенные и добрые чувства. Восхищениям Тимофея – человека, подготовленного к восприятию прекрасного, - не было предела. Сердце его покорила небесная красота храмов. Росла уверенность в осуществлении намерения «жить во Христе», вести строгий аскетический образ жизни вплоть до самоотречения. Он раздаёт бедным людям своё имущество, становится послушником одного из монастырей, принимает иноческий постриг, становится монахом с именем Тихон.

В 1493 году он в простом крестьянском платье отправляется в Галич Костромского края, встречается с отшельниками. Вскоре и сам становится таковым. Видимо, не случайно была выбрана дорога в Галич. Там был заточён его наставник Ф.И. Бельский, попавший в немилость государя. Хотелось бы верить, что география скитаний определилась желанием свидеться с князем. Состоялась ли их встреча, неизвестно.

Для заволжских краеведов, думается, интересно побывать в Галичском районе Костромской области, поискать источники, освящённые Божьим угодником Тихоном.

На нашей заволжской земле таких источников много, но известность получили некоторые благодаря человеческой молве, передававшейся из уст в уста, из поколения в поколение.

Счастливая судьба у ключика деревни Вершинино. Наша местность привлекла внимание отшельника инока Тихона. Некоторое время, освятив ключик, он жил здесь, но полного затворничества не нашёл. Прознавшие о нём люди приходили к нему за благословением, предлагали свою помощь. Он отказывался и шёл дальше по указанному Богом пути.

 

Когда была построена первая часовенка над ключиком, никогда не узнаем. А вот остатки построенной в XIXвеке я помню. Гнилые нижние брёвна были смыты весенними половодьями.

Только в конце 90-х годов ХХ века мы задумали соорудить новую часовню. Все жители деревни принимали участие: староста В.В. Амплеев, всё семейство Волковых, художник В.Н. Телин и его сын Саша. Установили часовенку перед Тихоновым днём, сообщили об этом настоятелю Свято-Богоявленской церкви отцу Иосифу. Он принял наше приглашение отслужить молебен у святого родника. Это произошло в 10 часов 29 июня 1997 года. Отец Иосиф служил молебны следующие четыре года.

С 2002 по 2008 год настоятелем Богоявленского храма был иерей отец Александр. По его инициативе в 2004 году  строится красивая бревенчатая часовня, крытая железом. В 2007 году на горе над ключиком установлен большой православный крест, хорошо обозримый с дороги, ведущей в Заволжск.

В 2009 году настоятелем Свято-Богоявленской церкви назначен отец Алексий. С большим чувством ответственности он приступил к исполнению многочисленных церковных и общественных дел. Незабываемо его первое служение водосвятного молебна в день памяти преподобного Тихона 29 июня прошлого года. Затаив дыхание, собравшиеся слушали слова пастыря.

Из года в год улучшается духовная обстановка во время молебна. Сердца присутствующих раскрываются для восприятия слов священнослужителей, обращённых к Богу. Все поглощены происходящим. Даже дети и подростки ведут себя прилично, они внимательны и смиренны.

В 2009 году ощущалась особая благодать. Создавалось впечатление присутствия духа чудотворца Тихона, словно нас, живущих сейчас, не разъединяет с ним огромный промежуток времени в пятьсот лет. Вокруг ризника и часовни над всеми нами как будто появилось райское пространство, из которого совсем не хочется уходить, а хочется продолжать слушать волшебный голос отца Алексия.

Всё понятно. Произошла живая связь времён. Душа преподобного Тихона была с нами.

Да! Живём мы на святой земле, пьём святую воду. Цените это! Не уезжайте в другие края, если нет к тому особой необходимости.

 

С.П. Волкова, краевед

«Авангард» от 29 июня 2010 года