ПЁТР СТЕПАНОВ. БИОГРАФИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ФОНЕ ЭПОХИ

Имя Петра Степановича Степанова сегодня мало кому знакомо, однако оно, несомненно, заслуживает внимания и памяти. В сложное революционное время он организовывал сохранение культурного и исторического наследия нашего края, пополнял фонды Кинешемского музея уникальными экспонатами. В этом году музей отметит 100 лет.

О биографии человека, имя которого должно быть в числе первых организаторов музея, его тесной связи с Заволжским районом рассказала Светлана Касаткина, директор Заволжского художественно-краеведческого музея. Биографию Петра Степанова удалось составить благодаря семейному архиву и документам Российского Государственного архива литературы и искусства.

«Учёный-рисовальщик»

Пётр Степанов родился в 1878 году в Москве. Начальное образование получил в городской школе. В 1890 году в возрасте 12 лет был допущен к занятиям рисованием в Строгановское училище, и затем стал его учеником. В 1900 году окончил Московское Строгановское художественно-промышленное училище и был удостоен звания учёного рисовальщика.

В 1902 году Пётр Степанович поступил на службу в Художественно-промышленный музей при училище на должность помощника хранителя музея. В документах сохранилось свидетельство о службе Степанова, в котором сообщалось: «За время своей двенадцатилетней службы в музее Степанов оказывал отменную ревность и отличное усердие в исполнении прямых своих обязанностей по хранению и приобретению новых художественных вещей для музея. Степанов постоянно принимал самое близкое участие в общей жизни училища, оставаясь в постоянном и непосредственном соприкосновении с учащимися».

В 1905 году Пётр Степанов женился на Ксении Андреевне Бюксенмейстер, дочери известного в Кинешме изобретателя и основателя электроугольного завода Андрея Ивановича Бюксенмейстера. Их венчание состоялось в Богословской церкви (современный посёлок Октябрьский рядом с Кинешмой).

В семье Степановых родились два сына - Вадим и Орест. Вадим Петрович Степанов – известный кинолюбитель, изобретатель-самоучка, который в 1960-1970-е годы снимал фильмы об окрестностях Заволжска, был неравнодушен к местной истории, часть его уникального наследия сегодня хранится в Кинешемском музее.

Переезд в Пермь

В должности помощника хранителя музея Пётр Степанов оставался до 1914 года «ввиду состоявшегося перехода его на службу в Пермское губернское земство». В 1915 году семья Степановых переехала в Пермь. Петру Степановичу предложили место работы в кустарно-промышленном отделе Пермского губернского земства, он дал своё согласие поехать туда и работать художником в этом отделе.

В задачу художников входила всемерная помощь многочисленным кустарям-одиночкам, занимавшимся резьбой по камню, дереву и кости. Изделия уральских умельцев пользовались хорошей репутацией и спросом за границей и на внутреннем рынке. И надо было сделать так, чтобы эти изделия представляли подлинную художественную ценность.

Задачей художников промышленного отдела и было оказывать всемерную поддержку средствами, материалами, эскизами и советами. Это делалось либо на месте, где проживали кустари, или в Перми, куда часто приезжали эти люди со своими изделиями. В Перми в круг знакомых Степановых входили актёры, музыканты. Часто все собирались в их доме.

Голодные годы в Кинешме

Наступил 1917 год. Семья Степановых получала письма из Кинешмы от Андрея Бюксенмейстера с предложением уехать из Перми, чтобы быть всем вместе в это тяжёлое время.

В апреле 1918 года они перебрались в Кинешму. Сын Степановых вспоминал случай из жизни этого периода: «Однажды в семье получили продовольственные купоны на мороженую картошку.

В гавани в Кинешме затонула ещё осенью баржа с картошкой, и вот теперь, зимой, когда она вся промёрзла, представилась возможность её добывать. Давались купоны на право разработок этого картофельно-ледяного монолита.

Папа с братом, взявши лом и лопаты, отправились добывать этот продукт питания. Взяли большие железные санки, вечером они вернулись, везя на салазках, огромные глыбы льда с картошкой.

В этот же вечер мы ели картофель в мундире с солью и уксусом. Картошка, вопреки ожиданиям, оказалась вполне съедобной и даже вкусной».

Обследование усадеб

Осенью 1919 года Пётр Степанов ездил в Москву на поиски работы. Вспомнив старые знакомства, он обратился за содействием в этом деле. В результате Главмузеем при Народном комиссариате просвещения он был командирован в Ивановскую промышленную область для охраны и собирания в фонд музея предметов искусства и старины.

У него был мандат на право осмотра усадеб и выявление оставшихся ценностей и произведений искусства. Документ предоставлял широкие полномочия в этом направлении и право прибегать к помощи ВЧК в необходимых случаях, а также для обеспечения его личной охраны при выполнении заданий «Наркомпроса». Документ был подписан Луначарским.

Пётр Степанович обследовал усадьбы Щелыково, Студёные ключи, Есиплево. Он делал описи ценных вещей и привозил их в музей Кинешмы.

Из музея – на завод

В сложное время разрухи и становления советской власти семья Степановых искала любую возможность заработка. Пётр Степанов работал в Заволжье на бывшем крахмальном заводе Челнокова.

Андрей Бюксенмейстер начал приобщать зятя к электроугольному производству. Петру Степановичу было трудно и непривычно работать с техникой и электротехникой, ведь он был художником и никогда техническими вопросами не занимался, но жизнь требовала изменить себя.

В 1922 году Пётр Степанов поступил на службу на Кинешемский завод электроуглей, в 1929 году он занимал должность помощника технорука, организовывал производство гальванических радиобатарей и батарей для карманных фонарей. В 1930 году Пётр Степанович работал в промышленно-кооперативной артели «Электрощётка» в Заволжье.

В это время жена Петра Степановича Ксения Андреевна научилась делать обувь в домашних условиях. Она достала необходимые инструменты и принадлежности, разных размеров колодки. Позже сын вспоминал: «В конце концов в искусстве сапожного ремесла она добилась весьма приличных результатов, свидетельством того были ботинки-гетры с высоким верхом, почти до колена, которые были сделаны мужу.

Эти гетры из светлой кожи вызывали у всех восхищение и зависть. Папа их носил несколько лет и очень гордился. Эти шикарные ботинки в то время даже опасно было носить, могли отнять, так как все ходили в лаптях».

Вадим Степанов оставил описание отца того времени: «На ногах коричневые гетры, полугалифе, сшитое из мешковины, «толстовка» из перешитой льняной занавески, и огромный бант-галстук на шее. Опять-таки, как жаль, что не было в то время фотоматериалов, и как было бы интересно сейчас взглянуть на такую фотографию».

В 1931 году умер Андрей Бюксенмейстер. Похоронили его на кинешемском кладбище около Сретенского храма. В 1937 году скончался Пётр Степанов, похоронен он был там же.

Под чертой

Пётр Степанович сыграл большую роль в возникновении Кинешемского музея и в сохранении в первые послереволюционные годы культурных ценностей, находящихся в усадьбах и домах фабрикантов Кинешемского уезда.

На фото: Дом в Заволжске, в котором жила семья Степановых, является памятником местного значения. В этом доме провёл последние годы жизни Андрей Бюксенмейстер. Его дочь Ксения была женой Петра Степановича

Анастасия Метлина

«Авангард», 2019