ХУДОЖНИК, ЛЮБИТЕЛЬ ПОЭЗИИ, РЫБАК И ПРОСТО ОТЗЫВЧИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

«Вроде бы обыкновенный, со своими слабостями, но очень добрый, отзывчивый, необычайно талантливый и никогда никому не отказывающий в просьбе. Сегодня мало таких людей, которые по первому зову бегут тебе на помощь. Пусть для молодёжи такие люди, незаметно живущие на земле, будут большим примером». Эти строки из письма, которое пришло к нам в редакцию. Жительница деревни Зуево Ольга Полякова рассказала в нём о своём муже – художнике Александре Полякове.

В городе металлургов

В шестидесяти километрах от Курского вокзала Московской области находится город металлургов, стали и сплава – Электросталь. Город огромных городских цехов и невероятно высоких, уходящих в небо и достающих до облаков, бетонных, дымящихся в течение суток труб. Город молодой. Он имеет совсем короткую историю. Достопримечательности города - пятиэтажные дома, называющиеся сталинскими постройками,  и заасфальтированные дороги.

На одном из заводов работали главными инженерами Евгений Николаевич  и Лидия Михайловна Поляковы. Холодным зимним днём 10 декабря 1958 года у них родился сын  Александр.

Семья Поляковых

Дом, в котором жили родители мальчика, находился на окраине города. Евгений Николаевич любил природу: собирал грибы, гулял по лесу. По выходным семья Поляковых выбиралась на речку Киржач, чтобы ловить рыбу и купаться. Отец отдавал всю любовь сыну, который рос трепетным, восприимчивым, впечатлительным, с нежностью и уважением относящимся к своим родителям.

Заглянул и остался

В Электростали есть одна из лучших подмосковных детских художественных школ. Многие ребята после её окончания поступают в высшие художественные заведения.

Александр с другом решили ради интереса заглянуть в этот дом творчества, когда учились в 6 классе. Мальчики увлеклись рисованием и остались обучаться в художественной школе на пять лет. Работали много, принося преподавателю кипы зарисовок, набросков, участвовали в выставках. В местной газете неоднократно в заметках отмечали романтические, характерные пейзажи подростка Саши.

Каждый год вместе с преподавателем юный художник ездил на практику в город Руза. Долгие летние дни, состояние мятущейся души, творческий задор и молодость позволяли создавать бесчисленное количество зарисовок, этюдов, набросков, которые привели молодое дарование к большому мастерству.

Из ученика – в профессионалы

После окончания средней школы Александр Поляков начал с большим энтузиазмом готовиться к поступлению в Строгановское училище, но потерпел фиаско. Рисунок, живопись, композиция были сданы на пять, а вот на сочинении он споткнулся - не всегда в жизни получается так, как мы хотим!

Узнав, что многие ребята из «художки» («Так они, любя, называли художественную школу»,  - объяснила Ольга Фёдоровна) подали документы в Федоскинскую школу миниатюрной живописи, Александр решил попробовать поступать туда. Все экзамены сдал на «отлично»!

«Когда любишь то, чем занимаешься, то отдаёшь себя полностью», - отметила в своём письме Ольга Полякова.

За время обучения было написано немыслимое количество пейзажей, натюрмортов, портретов своих однокурсников. Два раза в год преподаватели устраивали просмотры работ. Александру Полякову за них всегда ставили самую высокую оценку.

«Природа и человек»

В 2000 году в Москве на лоне природы открылся вернисаж, где свободные художники могли показать и реализовать свои работы.

Голландские натюрморты, русские пейзажи… Увлечение немецким биологом Альфредом Бремом вдохновили Александра Евгеньевича на написание серии картин «Природа и человек».

В своих произведениях художник всегда показывал, насколько мелок и ничтожен человек, если его сравнивать со вселенной.

«Его картины «уезжали» в Германию, Италию, Швецию, Китай и другие страны», - рассказала Ольга Фёдоровна.

Счастливым стал в деревне

Город давил на Александра: ему хотелось жить, писать и творить в деревне. Купив в Заволжском районе на берегу реки Меры двухэтажный, похожий на корабль, парящий в воздухе, дом, художник приобрёл всё то, что ему не хватало в городе: тишину и покой.

Гуляя с собакой, наблюдая за бегущими облаками, закатом солнца, серебряной водой в реке, бриллиантовыми капельками росы на тонких травинках, Александр Евгеньевич считал себя счастливым человеком.

Однажды летом, в девяностые годы, к берегу Меры возле дома Полякова причалил небольшой прогулочный пароходик с итальянцами, проходящими практику по русскому языку в Иванове. Знакомые преподаватели, обучающие раньше в этом университете, арендовали пароходик и решили провести экскурсию по глубинке России, находящейся на полуострове деревни Зуево.

Около тридцати человек, не имея трапа на баркасе, мгновенно соорудив его, оказались на суше.

«Зная итальянский темперамент молодых людей, думаю, что много шума в тот день слышали местные жители», - заметила Ольга Фёдоровна.

Но всё закончилось благополучно. Посмотрев выставку картин хозяина дома, посидев у костра дружбы, обменявшись номерами телефонов, иностранцы отправились дальше осматривать берега Волги и Меры.

Любил поэзию

«Хочу ещё отметить немаловажную деталь его жизни. Александр всю жизнь вёл дневник, в который записывал кратко, что он делал днём, какая была погода, сколько он поймал рыбы. Это его дисциплинировало на протяжении всей его жизни», - рассказала в письме жена художника.

Александр Поляков любил и поэзию. Он наизусть читал произведения Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Марины Цветаевой, Николая Рубцова. Он знал всех шестидесятников.

Хороший рыбак

Поселившись в деревне и любя рыбалку, Александр Поляков замечал всех мальчишек, которые интересовались хоть немного рыбной охотой. Каждому он уделял время. «Да что мальчишки, рыбаки из Заречного и из Заволжска, приезжающие на рыбалку, спрашивали совета: где и что ловится. И никому Александр не отказывал!», - заметила Ольга Фёдоровна.

Звонарь

«Это Бог мне помогает!»  - каждый раз говорил Александр. Он служил звонарём в селе Никола-Мера. Не имея опыта, звонил так, что заслушивались прихожане. Колокольный звон разливался на многие километры, созывая на службу верующих.

«Удивляешься, откуда мог почерпнуть человек, родившийся в бетоне и асфальте, такие познания и любовь к природе! Смотря вокруг себя, Александр благодарил Бога за то, что он привёл его на конец жизни в такое благодатное место!» - написала Ольга Полякова.

На картине художник изобразил деревню Зуево

Фотографии предоставила Ольга Полякова.

Елена Кондратьева

«Авангард», 2018